Позиция в учебной деятельности и способность к эмпатии в подростковом и юношеском возрастах
Холмогорова А.Б., доктор психологических наук, профессор, заведующая, лаборатория клинической психологии и психотерапии ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, декан факультета консультативной и клинической психологии ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, kholmogorova@yandex.ru
Аннотация
Статья посвящена исследованию связи эмпатии и позиции по отношению к учебной деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Приводятся данные эмпирического исследования 78 студентов помогающих профессий (психологи и педагоги) и 42 учащихся политехнического колледжа с помощью методик, направленных на оценку эмпатических способностей (опросник «Индекс интерперсональной реактивности» М. Дэвиса в адаптации Т.Д. Карягиной; проективная методика «Стратегии утешения» Ф.Е. Василюка и Е.В. Шерягиной, обработка в модификации А.Б. Холмогоровой) и выраженности субъектной позиции (опросник «Субъектная позиция в учебной деятельности» Ю.В. Зарецкого и В.К. Зарецкого). У испытуемых, реже использующих эмоциональную поддержку, ярче выражена объектная позиция и менее выражена субъектная позиция по отношению к учебной деятельности. У испытуемых с выраженной субъектной позицией по отношению к учебой деятельности выше уровень способности к сопереживанию, децентрации, а также способности оказывать поддержку. Испытуемые с выраженной субъектной позицией чаще используют эмоциональную поддержку.
Ссылка для цитирования
Учебная мотивация является предметом целого ряда
исследований. Рост интереса к этой сфере учебной деятельности связан с
глобальными культурными изменениями, которые привели к отрицанию ценности
обучения, замещению интереса к процессу освоения профессии прагматическими
соображениями. Между тем учебная мотивация во многом зависит от позиции ученика
в процессе учебной деятельности.
-
- Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Опыт оказания
психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода:
случай Дениса Г. // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. №
2. С. 142–156. doi:10.17759/cpp.2015230209.
- Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Опыт оказания
-
- Зарецкий Ю.В. Cубъектная позиция по отношению к учебной
деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная
психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 110–128.
- Зарецкий Ю.В. Cубъектная позиция по отношению к учебной
-
- Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика
исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая
наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 99–110.
- Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика
-
- Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в
онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и
психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126–137. doi:10.17759/cpp.2016240406.
- Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в
-
- Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Эмпирическое
исследование способности к ментализации и эмпатии в старшем подростковом и
юношеском возрастах // Социальное познание как высшая психическая функция и его
развитие в онтогенезе / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.: НЕОЛИТ, 2016. С.
236–261.
- Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Эмпирическое
-
- Холмогорова А.Б. Значение культурно-исторической теории
развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального
познания и методов психотерапии // Культурно-историческая психология. 2016. Т.
12. № 3. С. 58–92. doi:10.17759/chp.2016120305.
- Холмогорова А.Б. Значение культурно-исторической теории
-
- Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Способность к эмпатии в
контексте проблемы субъектности // Консультативная психология и психотерапия.
2017. Т. 25. № 2. С. 75–93. doi:10.17759/cpp.2017250205.
- Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Способность к эмпатии в
-
- Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий
утешения // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С.
212–224.
- Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий