fbpx
Новости психологии

Позиция в учебной деятельности и способность к эмпатии в подростковом и юношеском возрастах

 

Клименкова Е.Н., Педагог-психолог Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Образовательный комплекс «Юго-Запад», Территориально Структурное Подразделение «Севастопольское», Москва, Россия, klimenkovaliza@gmail.com
Холмогорова А.Б., доктор психологических наук, профессор, заведующая, лаборатория клинической психологии и психотерапии ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, декан факультета консультативной и клинической психологии ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, kholmogorova@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию связи эмпатии и позиции по отношению к учебной деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Приводятся данные эмпирического исследования 78 студентов помогающих профессий (психологи и педагоги) и 42 учащихся политехнического колледжа с помощью методик, направленных на оценку эмпатических способностей (опросник «Индекс интерперсональной реактивности» М. Дэвиса в адаптации Т.Д. Карягиной; проективная методика «Стратегии утешения» Ф.Е. Василюка и Е.В. Шерягиной, обработка в модификации А.Б. Холмогоровой) и выраженности субъектной позиции (опросник «Субъектная позиция в учебной деятельности» Ю.В. Зарецкого и В.К. Зарецкого). У испытуемых, реже использующих эмоциональную поддержку, ярче выражена объектная позиция и менее выражена субъектная позиция по отношению к учебной деятельности. У испытуемых с выраженной субъектной позицией по отношению к учебой деятельности выше уровень способности к сопереживанию, децентрации, а также способности оказывать поддержку. Испытуемые с выраженной субъектной позицией чаще используют эмоциональную поддержку.

Ссылка для цитирования

Учебная мотивация является предметом целого ряда
исследований. Рост интереса к этой сфере учебной деятельности связан с
глобальными культурными изменениями, которые привели к отрицанию ценности
обучения, замещению интереса к процессу освоения профессии прагматическими
соображениями. Между тем учебная мотивация во многом зависит от позиции ученика
в процессе учебной деятельности.

    1. Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Опыт оказания
      психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода:
      случай Дениса Г. // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. №
      2. С. 142–156. doi:10.17759/cpp.2015230209.

       

 

    1. Зарецкий Ю.В. Cубъектная позиция по отношению к учебной
      деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная
      психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 110–128.

       

 

    1. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика
      исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая
      наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 99–110.

       

 

    1. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в
      онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и
      психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126–137. doi:10.17759/cpp.2016240406.

       

 

    1. Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Эмпирическое
      исследование способности к ментализации и эмпатии в старшем подростковом и
      юношеском возрастах // Социальное познание как высшая психическая функция и его
      развитие в онтогенезе / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.: НЕОЛИТ, 2016. С.
      236–261.

       

 

    1. Холмогорова А.Б. Значение культурно-исторической теории
      развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального
      познания и методов психотерапии // Культурно-историческая психология. 2016. Т.
      12. № 3. С. 58–92. doi:10.17759/chp.2016120305.

       

 

    1. Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Способность к эмпатии в
      контексте проблемы субъектности // Консультативная психология и психотерапия.
      2017. Т. 25. № 2. С. 75–93. doi:10.17759/cpp.2017250205.

       

 

    1. Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий
      утешения // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С.
      212–224.

       

 

 

%d такие блоггеры, как: