Поведенческие и ЭЭГ-реакции младших школьников

Поведенческие и ЭЭГ-реакции младших школьников на вербальные стимулы с различной эмоциональной окраской и условием собственного или навязанного выбора

Аюшеева Т.А., лаборант в лаборотории Биологичеких маркеров социального поведения человека при Гуманитарном институте, Новосибирского национального исследовательского государственного университета, Новосибирск, Россия, Ayusheeva.ta@gmail.com
Сапрыгин А.Е., младший научный сатрудник лаборотории дифференциальной психофизиологии, Научно-исследовательского института физиологии и фундаментальной медецины, Москва, Россия, saprigyn@mail.ru
Савостьянов А.Н., доктор философских наук, ведущий научных сотрудник, Научно-исследовательского института физиологии и фундаментальной медицины, Новосибирск, Россия, Alexander.Savostyanov@gmail.com
Степанова В.В., кандидат психологических наук, научный руководитель инновационной площадки «Росток», Центр информационных технологий Министерства образования и науки Новосибирской области, ведущий специалист Научно-практического центра «Гармония», г.Смоленск, Россия, Stepanowa.valent@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось сопоставление поведенческих и ЭЭГ-реакций у здоровых младших школьников при распознавании синтаксической ошибки в эмоционально (положительно или отрицательно) окрашенных предложениях, которые по-разному апеллируют к выбору ребенка. В исследовании приняли участие 20 испытуемых (дети в возрасте 9,0±0,3 года). Показано, что дети с высоким качеством решения лингвистического задания концентрируют внимание на задаче, а дети с низким качеством выполнения задания испытывают эмоциональные переживания, возможно, связанные со своей неуспешностью. Наиболее выраженная ЭЭГ-реакция в диапазонах альфа- и тета-ритмов зафиксирована у детей с медленной скоростью и плохим качеством решения задачи. Предложения с отрицательными эмоциями распознавались детьми дольше, чем предложения с положительными эмоциями. Ожидание неуспеха и солидаризация с ним повышают эмоциональную нагрузку (синхронизацию в тета-диапазоне) при распознании отрицательно окрашенных предложений. В предложениях, апеллирующих к собственному выбору ребенка, дети находили ошибку лучше, чем в предложениях, связанных с навязанным выбором. Также на ЭЭГ в диапазоне альфа-ритма были зафиксированы десинхронизация (т. е. снижение спектральной мощности) при распознавании предложений, апеллирующих к собственному выбору, и синхронизация (т.е. увеличение мощности) при распознавании предложений, апеллирующих к навязанному выбору.

Ссылка для цитирования

Способность точно воспринимать чужие эмоции, в том числе и
запечатленные в речи, а также управлять собственными — ключ к успешному
социальному взаимодействию. Необходимые для этого навыки у человека зарождаются
в раннем детстве, когда происходит интенсивное формирование эмоциональной
сферы.

    1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной
      психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. C.
      3—22.

       

 

    1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.:
      Питер, 2001. 288с.

       

 

    1. Асмолов А.Г.. Личность как предмет психологического
      исследования: учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 1984.
      105 с.

       

 

    1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
      возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

       

 

    1. Бочаров А.В., Князев Г.Г., Слободской-Плюснин Я.Ю.
      Связанные с агрессивностью и полом различия в осцилляторных ответах на
      эмоциональные лицевые стимулы // Бюллетень СО РАМН. 2010. Вып. 30(4). С.
      143—148.

       

 

    1. Выготский Л.С. Психология. Москва: ЭКСМО-Пресс,
      2000. 108 с.

       

 

    1. Дмитриева Е.С., Андерсон М.Н., Гельман В.Я.
      Сравнительное исследование зрительного и слухового восприятия эмоций детьми
      младшего школьного возраста // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 1.
      С. 38—52. doi:10.17759/ exppsy.2016090104

       

 

    1. Зайцев С.В. Влияние отметки на поведение младших
      школьников в ситуации выбора учебного задания [Электронный ресурс] //
      Психологическая наука и образование. 2011. №. 2. URL:
      http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41667.shtml (дата обращения:
      06.02.2017).

       

 

    1. Зайцев С.В., Добрякова О.И. Особенности изменения
      индивидуальных предпочтений младших школьников в процессе обучения [Электронный
      ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. URL:
      http://psyedu.ru/ journal/2014/1/Zajcev_Dobrjakova.phtml (дата обращения:
      06.02.2017).

       

 

    1. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1977. 224
      с.

       

 

    1. Савостьянов А.Н., Богомаз С.А., Пальчунов Д.Е.
      ЭЭГ-реакции в условиях распознавания предложений с различным отношением с
      личности испытуемого // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012.
      Вып. 5(3). С. 48—55.

       

 

    1. Сергиенко Е.А. Модель психического как ментальный
      механизм становления субъектности // Субъект, личность, психология
      человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Изд-во
      «Институт психологии РАН», 2005. С. 113—146.

       

 

    1. Скробкина О.В. Проблемы устной и письменной речи
      детей с аутизмом и особенности логопедической работы в Центре
      психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков // Детский
      аутизм: исследования и практика / Под ред. В.Н. Касаткина. 2008. С.
      236—252.

       

 

    1. Степанова В.В., Толстых Н.Н. Междисциплинарные
      связи социальной, возрастной и педагогической психологии: ресурсы развития //
      Социальная психология и общество. 2016. Вып. 7.(1). С. 23—44.

       

 

    1. Степанова В.В., Толстых Н.Н. Путь к слову // Мир
      психологии. 2014. Вып. 2 (78). С. 110—120.

       

 

    1. Таможников С.С., Левин Е.А., Степанова В.В.
      Межиндивидуальные различия в поведенческих стратегиях школьников младшего
      возраста в условиях распознавания звуковых стимулов и парадигмы «стоп-сигнал»
      // Бюллетень СО РАМН. 2014. Вып. 34(5). С. 27—36.

       

 

    1. Филюкова А.С. Индивидуальные траектории как
      средство формирования у детей умения осуществлять выбор деятельности // Вектор
      науки. 2012. Вып. 4(11). С. 304—306.

       

 

    1. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной
      самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и
      образование. 2010. Вып. 4. С. 77—90.

       

 

    1. Шумакова Н.В. Психологические особенности развития
      интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста [Электронный
      ресурс] // Психологическая наука и образование. 2012. Вып. 4. URL:
      http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2012/n4/57551.shtml (дата обращения:
      05.02.2017).

       

 

    1. Щукина М.А. Психология саморазвития личности:
      проблемы, подходы, гипотезы. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2009. 152 с.

       

 

    1. Aftanas L.I., Varlamov A.A., Reva N.V. Disruption
      of early event-related theta synchronization of human EEG in alexithymics
      viewing affective pictures // Neuroscience Letters. 2003. Vol. 340(1). Р.
      57—60. doi:10.1016/S0304-3940(03)00070-3

       

 

    1. Baron-Cohen S., Leslie A.L., Frith U. Does the
      autistic child have a “theory of mind”? // Cognition. 1985. Vol. 21(1). Р.
      37—46.

       

 

    1. Basar E. Brain Functions and Oscillations
      [electronic resource]: Integrative Brain Function. Neurophysiology and
      Cognitive Processes. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 1999. 476
      p. doi: 10.1007/978-3-642-59893-7

       

 

    1. Bastiaansen, M., & Hagoort, P. Oscillatory
      neuronal dynamics during language comprehension // Progress in Brain Research.
      2016. Vol. 159. Р. 179—196. doi:10.1016/ S0079-6123(06)59012-0

       

 

    1. Delorme A., Makeig S. EEGLAB: an open source
      toolbox for analysis of single-trial EEG dynamics including independent
      component analysis // Journal of Neuroscience Methods. 2004. Vol. 134. Р. 9—21.
      doi:10.1016/j.jneumeth.2003.10.009

       

 

    1. Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations
      reflect cognitive and memory performance: Are view and analysis // Brain
      Research Reviews. 1999. Vol. 29. Р. 169— 195.
      doi:10.1016/S0165-0173(98)00056-3

       

 

    1. Knyazev G.G., Slobodskaya H.R., Aftanas L.I. EEG
      correlates of emotional problems and conduct disorder in schoolchildren //
      Human Physiology. 2002. Vol. 28(3). Р. 263— 268.

       

 

    1. Knyazev G.G., Bocharov A.V., Levin E.A., Savostyanov
      A.N., Slobodskoj-Plusnin J.Y.
      Anxiety and oscillatory responses to
      emotional facial expressions // Brain Res. 2008. Vol. 1227. Р. 174—188.

       

 

    1. Razumnikova O.M., Volf N.V. Information processing
      specialization during interference between global and local aspects of visual
      hierarchical stimuli in men and women // Human Physiology. 2011. Vol. 37(2). P.
      137—142. doi:10.1134/S0362119711020186

       

 

    1. Tsai A.C., Savostyanov A.N., Wu A. Recognizing
      syntactic errors in Chinese and English sentences: Brain electrical activity in
      Asperger’s syndrome // Research in Autism Spectrum Disorders. 2013. Vol. 7(7).
      P. 889—905. doi:10.1016/j.rasd.2013.02.001

       

 

    1. Tseng Y.L., Yang H.H., Savostyanov A.N. Voluntary
      attention in Asperger’s syndrome: Brain electrical oscillation and
      phase-synchronization during facial emotion recognition // Research in Autism
      Spectrum Disorders. 2015. Vol. 13—14. P. 32—51. doi:10.1016/j.
      rasd.2015.01.003

       

 

    1. Yang H.H., Savostyanov A.N, Tsai A.C. Face
      recognition in Asperger syndrome: A study on EEG spectral power changes //
      Neuroscience Letters. 2011. Vol. 492. P. 84— 88.
      doi:10.1016/j.neulet.2011.01.061

       

 


Учебные программы Онлайн Университета МУЭП (IUEPSY):

ПСИХОЛОГИЯ

МАРКЕТИНГ

Блог ректора Университета Юлии Щирской: http://psychology-online.su/blog-julii-shhirskoj/

Блог Николая Павлова (супервизор МУЭП): http://axios1.ru/

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: