Особенности становления графомоторных навыков и письма у младших школьников
Агрис А.Р., Матвеева Е.Ю., Корнеев А.А. Состояние
работоспособности у первоклассников в норме и при трудностях обучения (по
данным компьютерных методик) [Электронный ресурс] // Психологические
исследования. 2014. Т. 7. № 34. С. 5. URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n34/957-agris34.html (дата обращения:
25.07.2015).
Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая
диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под ред. О.Б.
Иншаковой. М.: МПСИ, 2001. C. 7–20.
Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Корнеев А.А. и др.
Формирование письма у младших школьников: динамика взаимодействия технического
и содержательного уровней // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С.
55–64.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход. М.: Издат. центр «Академия», 2015. 282 с.
Безруких М.М. Психофизиологические основы трудностей
обучения письму // Физиология человека. 2005. Т. 31. № 5. С. 52–57.
Безруких М.М., Любомирский Л.Е. Возрастные особенности
организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков //
Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М.М.
Безруких, Д.А. Фарбер. М.: Образование от А до Я, 2000. С. 239–258.
Боркова Т.Н., Орлова Н.Т. Однотипные _______P_°движения в
почерке. М.: Белый город, 2003. 48 с.
Кузева О. А. и др. Динамика программирования и контроля и
серийной организации движений как базовых компонентов письма (по данным
графомоторных проб) // Психологическая наука и образование. 2015. № 1. C.
79–95.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения
при локальных поражениях мозга. СПб.: Питер, 2008. 624 с.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1973. 374 с.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и
чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М.: В.
Секачев, 2008. 128 с.
Сaдовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их
преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1995. 256 с.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.: ТЦ Сфера,
2007. 128 с.
Abbott R., Berninger V. Structural equation modeling of
relationships among developmental skills in primary-grade and
intermediate-grade writers // Journal of Educational Psychology. 1993. Vol. 85.
№ 3. P. 478–508. doi:10.1037/0022-0663.85.3.478.
Barkley R. Behavioral inhibition, sustained attention, and
executive functions: Constructing a unifying theory of ADHD // Psychological
Bulletin. 1997. Vol. 121. № 1. P. 65–94. doi:10.1037/0033-2909.121.1.65.
Berninger V. Understanding the graphia in developmental
dysgraphia: A developmental neuropsychological perspective for disorders in
producing written language // Developmental Motor Disorders: A
Neuropsychological Perspective / Ed. by D. Dewey, D.E. Tupper. N. Y.: The
Guilford Press, 2004. P. 189–233.
Bosga-Stork M., Bosga J., Ruud G., Meulenbroek J.
Developing movement efficiency between 7 and 9 years of age // Motor Control.
2014. Vol. 18. P. 1–17.doi:10.1123/mc.2012-0087.
Del Giudice E., Trojano L., Fragassi N. at al. Spatial
cognition in children. II. Visuospatial and constructional skills in
developmental reading disability // Brain Development. 2000. Vol. 22. № 6. P.
368–372. doi:10.1016/S0387-7604(00)00159-5.
Feder K., Majnemer A. Handwriting development, competency,
and intervention // Developmental Medicine and Child Neurology. 2007. Vol. 49.
№ 4. P. 312–317. doi:10.1111/j.1469-8749.2007.00312.x.
Gathercole S. at al. Working memory skills and educational
attainment: Evidence from national curriculum assessments at 7 and 14 years of
age // Applied Cognitive Psychology. 2004. Vol. 18. P. 1–16.
doi:10.1002/acp.934.
Graham S. at al. Development of Handwriting Speed and
Legibility in Grades 1–9 // Journal of Educational Research. 1998. Vol. 92. №
1. P. 42–52.doi:10.1080/00220679809597574.
Hammerschmidt S., Sudsawad P. Teacher’s survey on problems
with handwriting: referral, evaluation, and outcomes // American Journal of
Occupational Therapy. 2004. Vol. 58. № 2 P. 185–192.
doi:10.5014/ajot.58.2.185.
Hooper S. at al. Executive functions in elementary school
children with and without problems in written expression // Journal of Learning
Disabilities. 2002. Vol. 35. № 1. P. 57–68.
doi:10.1177/002221940203500105.
Huau A., Velay J., Jover M. Graphomotor skills in children
with developmental coordination disorder (DCD): Handwriting and learning a new
letter // Human Movement Science. 2015. Vol. 42. P. 318–332.
doi:10.1016/j.humov.2015.03.008.
Karlsdottir R., Stefansson T. Problems in developing
functional handwriting // Perceptual and Motor Skills. 2002. Vol. 94. № 2. P.
623–662. doi:10.2466/pms.2002.94.2.623.
Kellogg R. Training writing skills: A cognitive
development perspective // Journal of Writing Research. 2008. Vol. 1. № 1. P.
1–26. doi:10.17239/jowr-2008.01.01.1.
Lockwood K., Marcotte A., Stern C. Differentiation of
attention-deficit hyperactivity disorder subtypes: application of a
neuropsychological model of attention // Journal of Clinical Experimental
Neuropsychology. 2001. Vol. 23. № 3. P. 317–330.
doi:10.1076/jcen.23.3.317.1179.
Maeland A. Handwriting and perceptual-motor skills in
clumsy, dysgraphic, and ‘normal’ children // Perceptual and Motor Skills. 1992.
Vol. 75. № 3. Part 2. P. 1207–1217. doi:10.2466/PMS.75.8.1207-1217.
Manjula P., Saraswathi G., Padakannaya P. Self-esteem and
adjustment among children with reading and writing difficulties // Studies on
Home and Community Science. 2009. Vol. 3. № 2. P. 91–95.
Medwell J., Strand S., Wray D. The role of handwriting in
composing for Y2 children // Journal of Reading, Writing and Literacy. 2007.
Vol. 2. № 1. P. 18–36. doi:10.1080/03057640903103728.
Overvelde A., Hulstijn W. Handwriting development in grade
2 and grade 3 primary school children with normal, at risk, or dysgraphic
characteristics // Research in Developmental Disabilities. 2011. Vol. 32. № 2.
P. 540–548. doi:10.1016/j.ridd.2010.12.027.
Planton S., Jucla M., Roux F-E. at al. The “handwriting
brain”: a meta-analysis of neuroimaging studies of motor versus orthographic
processes // Cortex. 2013. Vol. 49. P. 2772–2787.
doi:10.1016/j.cortex.2013.05.011.
Rosenblum S., Parush S., Weiss P. Temporal measures of
poor and proficient handwrites // Proceedings of the Tenth Biennial Conference
of the International Graphonomics Society. Nijmegen: University of Nijmegen,
2001. P. 119–125.
Swanson H.L., Berninger V.W. Individual differences in
children’s working memory and writing skill // Journal of Experimental Child
Psychology. 1996. Vol. 63. № 2. P. 358–385. doi:10.1006/jecp.1996.0054.
Tseng M., Chow S. Perceptual-motor function of school-age
children with slow handwriting speed // American Journal of Occupational
Therapy. 2000. Vol. 54. № 1. P. 83–88. doi:10.5014/ajot.54.1.83.
Tucha O., Tucha L., Lange K.W. Graphonomics, automaticity
and handwriting assessment // Literacy. 2008. Vol. 42. № 3. P. 145–155.
doi:10.1111/j.1741-4369.2008.00494.x.
Viholainen H. at al. Development of early motor skills and
language in children at risk for familial dyslexia // Developmental Medicine
and Child Neurology. 2002. Vol. 44. P. 761–769.
doi:10.1111/j.1469-8749.2002.tb00283.x
Waber D. Rethinking Learning Disabilities: Understanding
Children Who Struggle in School. N. Y.: The Guilford Press, 2010. 241 p.