Диагностика планирования как возрастного новообразования младших школьников

 

Исаев Е.И., доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии, педагогики и логопедии, Столичная финансово-гуманитарная академия, Москва, Россия, eiisaev@yandex.ru
Тараненко А.В., Магистрант кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, аndrei-enjoy@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается проблема возрастной диагностики как постановки диагноза развития, квалификации его наличного содержания, состояния, уровня. Анализируются основные вехи становления диагностики психического развития школьников как области исследований в психологии. Отмечается, что в отечественной психологии психодиагностика создавалась для решения задач контроля за нормальным ходом психического развития и сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения. Излагаются результаты исследований планирования как возрастного новообразования младших школьников в составе теоретического мышления в его взаимосвязи с анализом и рефлексией. Обосновывается необходимость разработки оперативной диагностики сформированности планирования у учащихся начальной школы. В основу разработки экспресс-диагностики планирования положена «Экспериментальная задача на маневрирование», созданная для исследовательских целей в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Описываются ход и результаты обоснования методики оперативной диагностики планирования как возрастного новообразования младших школьников.

Ссылка для цитирования

Одной из актуальных проблем возрастной и педагогической
психологии была и остается проблема диагностики психического развития
школьников. Постановка диагноза развития, т. е. квалификация его наличного
содержания, состояния, уровня, необходима для решения ряда задач практики
обучения и воспитания. Именно с решения конкретной практической задачи – отбора
умственно отсталых детей для обучения в специальной школе – ведет свое начало
психодиагностика в образовании.

    1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы
      общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

       

 

    1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР,
      1996. 544 с.

       

 

    1. Зак А.З. Развитие способности действовать «в уме» у
      школьников I–X классов // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 43–50.

       

 

    1. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов
      планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1984. № 2. С.
      52–60.

       

 

    1. Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей
      функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. № 5.
      С. 98–106.

       

 

    1. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.:
      Просвещение, 1967. 264 с. Психическое развитие в младшем школьном возрасте /
      Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. 160 с.

       

 

    1. Слободчиков В.И. Теория и диагностика развития в контексте
      психологической антропологии // Психология обучения. 2014. № 1.С. 4–34.

       

 

    1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:
      Педагогика, 1989. 560 с.

       

 

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: