Диагностика планирования как возрастного новообразования младших школьников
Тараненко А.В., Магистрант кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, аndrei-enjoy@yandex.ru
Аннотация
Рассматривается проблема возрастной диагностики как постановки диагноза развития, квалификации его наличного содержания, состояния, уровня. Анализируются основные вехи становления диагностики психического развития школьников как области исследований в психологии. Отмечается, что в отечественной психологии психодиагностика создавалась для решения задач контроля за нормальным ходом психического развития и сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения. Излагаются результаты исследований планирования как возрастного новообразования младших школьников в составе теоретического мышления в его взаимосвязи с анализом и рефлексией. Обосновывается необходимость разработки оперативной диагностики сформированности планирования у учащихся начальной школы. В основу разработки экспресс-диагностики планирования положена «Экспериментальная задача на маневрирование», созданная для исследовательских целей в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Описываются ход и результаты обоснования методики оперативной диагностики планирования как возрастного новообразования младших школьников.
Ссылка для цитирования
Одной из актуальных проблем возрастной и педагогической
психологии была и остается проблема диагностики психического развития
школьников. Постановка диагноза развития, т. е. квалификация его наличного
содержания, состояния, уровня, необходима для решения ряда задач практики
обучения и воспитания. Именно с решения конкретной практической задачи – отбора
умственно отсталых детей для обучения в специальной школе – ведет свое начало
психодиагностика в образовании.
-
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы
общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы
-
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР,
1996. 544 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР,
-
- Зак А.З. Развитие способности действовать «в уме» у
школьников I–X классов // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 43–50.
- Зак А.З. Развитие способности действовать «в уме» у
-
- Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов
планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1984. № 2. С.
52–60.
- Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов
-
- Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей
функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. № 5.
С. 98–106.
- Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей
-
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.:
Просвещение, 1967. 264 с. Психическое развитие в младшем школьном возрасте /
Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.:
-
- Слободчиков В.И. Теория и диагностика развития в контексте
психологической антропологии // Психология обучения. 2014. № 1.С. 4–34.
- Слободчиков В.И. Теория и диагностика развития в контексте
-
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:
Педагогика, 1989. 560 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: