Новости психологии

Беглость переработки речевого стимула

Беглость переработки речевого стимула и интенсивность переживания веселья и гордости

Кравченко Ю.Е., кандидат психологических наук, доцент кафедры Общей психологии, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Москва, Россия, asunaro@mail.ru

Аннотация

Доминирующее объяснение большей симпатии к знакомым объектам по сравнению с новыми (эффекта симпатии к знакомому) предполагает, что позитивное переживание возникает благодаря сокращению усилий на переработку информации о знакомом объекте (беглости переработки). В статье описываются результаты двух экспериментов, в которых проверяется гипотеза о том, будет ли бóльшая беглость переработки информации о стимулах сопровождаться большей интенсивностью симпатии и других позитивных переживаний — гордости и веселья. В первом эксперименте участники (n = 98) должны были опознать 10 пословиц, часть из которых они узнавали сходу (высокая беглость переработки), а над некоторыми надолго задумывались (низкая беглость). Необходимо было выбрать те из них, угадыванием которых участники бы похвастались перед друзьями, а также ранжировать их зашифрованные формулировки — от наиболее понравившейся до наименее. Во втором исследовании участники (n = 55) попарно сравнивали забавные цитаты из школьных сочинений, которые предварительно были разделены на группы по сложности (чем проще, тем выше беглость переработки по критерию количества времени, затрачиваемого на выполнение задания по результатам пилотажа (n = 15). Необходимо было указать, какая из цитат забавнее, и выделить те, которые вообще не вызвали никакого позитивного отклика у участников. Все результаты свидетельствуют в пользу контр-гипотезы исследования: именно более низкая беглость переработки стимулов связана с большей интенсивностью переживания гордости и веселья, несмотря на то, что связь симпатии и беглости переработки подтвердилась в первом эксперименте. Вывод: беглость переработки информации связана с переживанием симпатии к стимулам, но не других позитивных эмоций

Ссылка для цитирования

Предметом обсуждения в данной статье являются положительные
эмоции. Большинство эмоциональных эпизодов в жизни человека происходят в
социальных либо в квазисоциальных ситуациях (т. е. связанных с действиями
третьих лиц). Особенно справедливо это наблюдение в отношении положительных
эмоций. Если некоторые люди могут любить неодушевленные объекты наравне с
одушевленными, то симпатизировать можно только живым существам, гордость
предполагает доказательство своего превосходства над конкурентом, точно так же
как веселье и юмор в большинстве случаев предполагают наличие собеседника.

    1. ван Дейк Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного
      текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка.
      М.: Прогресс, 1988. С. 153—211. 

 

    1. Кравченко Ю.Е. Подавление эмоционального поведения
      и субъективное переживание // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С.
      28—38. 

 

    1. Шмелев А.Г., Болдырева В.С. Психосемантика юмора и
      диагностика мотивов // Мотивация личности / Ред. А.А. Бодалев. М.: Педагогика,
      1982. С. 108—120. 

 

    1. Alter A.L., Oppenheimer D.M. Uniting the Tribes of
      Fluency to Form a Metacognitive Nation // Personality and Social Psychology
      Review. 2009. Vol. 13 (3). Р. 219—235. DOI: 10.1177/1088868309341564 

 

    1. Bornstein R.F., D’Agostino P.R. Stimulus
      recognition and the mere exposure effect // Journal of Personality and Social
      Psychology. 1992. Vol. 63 (4). Р. 545—552. doi: http://
      dx.doi.org/10.1037/0022-3514.63.4.545 

 

    1. Doss M.K., Bluestone M.R., Gallo D.A. Two
      mechanisms of constructive recollection: Perceptual recombination and
      conceptual fluency // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and
      Cognition. 2016. Vol. 42. (11). Р. 1747—1758. doi: http://dx.doi.
      org/10.1037/xlm0000273 

 

    1. Hupbach A., Melzer A., Hardt O. The mere exposure
      effect is sensitive to color information: Evidence for color effects in a
      perceptual implicit memory test // Experimental Psychology. 2006. Vol. 53 (3).
      Р. 233—245. doi: http://dx.doi.org/10.1027/1618- 3169.53.3.233 

 

    1. Marie A., Gabrieli J.D.E., Vaidya C., Brown, B., Pratto
      F., Zajonc R.B., Shaw R.J.
      The mere exposure effect in patients with
      schizophrenia // Schizophrenia Bulletin. 2001. Vol. 27 (2). Р. 297—303. doi:
      http://dx.doi.org/10.1093/oxfordjournals.schbul.a006875 

 

    1. Newel B., Bright J. The subliminal mere exposure
      effect does not generalize to structurally related stimuli // Canadian Journal
      of Experimental Psychology. 2003. Vol. 57 (1). Р. 61—68. 

 

    1. Phaf R.H., Rotteveel M. Affective modulation of
      recognition bias // Emotion. 2005. Vol. 5 (3). Р. 309—318. doi:
      http://dx.doi.org/10.1037/1528-3542.5.3.309 

 

    1. Pickett S.M., Barbaro N., Mello D. The relationship
      between subjective sleep disturbance, sleep quality, and emotion regulation
      difficulties in a sample of college students reporting trauma exposure //
      Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2016. Vol. 8 (1).
      Р. 25—33. doi: http://dx.doi.org/10.1037/tra0000064 

 

    1. Westerman D.L., Lanska M., Olds J.M. The Effect of
      Processing Fluency on Impressions of Familiarity and Liking // Journal of
      Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2015. Vol. 41 (2). Р.
      426—438. doi: http://dx.doi.org/10.1037/a0038356 

 

    1. Willems S., Salmon E., Van der Linden M.
      Implicit/explicit memory dissociation in Alzheimer’s disease: The consequence
      of inappropriate processing? // Neuropsychology. 2008. Vol. 22 (6). Р. 710—717.
      doi: http://dx.doi.org/10.1037/a0012986 

 

    1. Williams S.M. Implications for normals of reports
      on the “mere exposure” effect in amnesics // Neuropsychology. 1990. Vol. 4 (1).
      Р. 43—48. doi: http://dx.doi. org/10.1037/0894-4105.4.1.43 

 

    1. Winkielman P., Cacioppo J.T. Mind at ease puts a
      smile on the face: Psychophysiological evidence that processing facilitation
      leads to positive affect. Journal of Personality and Social Psychology. 2001.
      Vol. 81. Р. 989—1000. doi: http://dx.doi.org/10.1037/0022- 3514.81.6.989 

 

    1. Winkielman P., Schwarz N., Fazendeiro T.A., Reber
      R.
      The hedonic marking of processing fluency: Implications for evaluative
      judgment // J. Musch, K.C. Klauer (Eds.). The psychology of evaluation:
      Affective processes in cognition and emotion. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum,
      2003. Р. 195—226. 

 

    1. Zajonc R.B. Feeling and thinking. Preferences need
      no inferences // American рsychologist. 1980. Vol. 35. Р. 151—175. doi:
      http://dx.doi.org/10.1037/0003-066X.35. 


Учебные программы Онлайн Университета МУЭП (IUEPSY):

ПСИХОЛОГИЯ

МАРКЕТИНГ

Блог ректора Университета Юлии Щирской: http://psychology-online.su/blog-julii-shhirskoj/

Блог Николая Павлова (супервизор МУЭП): http://axios1.ru/

%d такие блоггеры, как: