fbpx
Новости психологии

Эмоциональная близость матери и ребенка дошкольного возраста как фактор, влияющий на его отношения со сверстниками

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index
РИНЦ

2016

1 место — направление «Психология»

1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469
журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор

2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Булыгина М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, bulyginam@list.ru
Мячина Е.Л., педагог-психолог, служба психолого-педагогического сопровождения, ГБОУ Школа №1133, Москва, Россия, evgeniya.artis@gmail.com

Аннотация

Приведены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление связи между особенностями отношений матери и ребенка-дошкольника и взаимодействием ребенка со сверстниками. Авторы предполагали, что характер и степень эмоциональной близости матери с ребенком отражается на качестве контакта ребенка со сверстниками. В исследовании приняли участие 166 человек — 83 ребенка (в возрасте 4—5 лет), воспитанники дошкольных образовательных учреждений г. Москвы, и их матери. Выявлено, что разные типы эмоциональных отношений между матерью и ребенком (дистантные, эмоционально близкие, нормальные) связаны с особенностями взаимодействия ребенка со сверстниками. Установлено, что наиболее проблемный характер взаимодействия со сверстниками — у детей, которые эмоционально дистанцированы в отношениях с матерью. Конфликты со сверстниками также значимо чаще присущи детям, у которых сохраняются очень близкие эмоциональные отношения с матерью. При этом матери данной группы оказались менее адекватными и более снисходительными в оценке конфликтности своих детей. Делаются выводы об особенностях взаимодействия со сверстниками детей-дошкольников, имеющих разные типы эмоциональных отношений с их матерями.

Ссылка для цитирования

Для каждого периода жизни человека характерна особенная
ситуация взаимодействия с окружающими его людьми. Если в младенческом и раннем
возрастах круг общения ребенка чаще всего ограничен семьей, то по мере его
взросления сфера контактов расширяется, и особое значение приобретает
взаимодействие со сверстниками.

  1. Авдеева Н.Н., Дружинина Н.И., Мусаэлян Н.Ю., Шаулова
    Ю.В.
    Связь типа привязанности ребенка к матери и характера взаимодействия в
    диаде с особенностями контактов ребенка дошкольного возраста со сверстниками //
    У истоков развития.Сб.науч.статей/ Под ред.Л.Ф.Обуховой, И.А.Котляр
    (Корепановой).М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013.С. 105—115.

  2. Авдеева Н.Н., Хохлачёва И.В. Особенности
    привязанности ребенка к матери, стиль детско- родительских отношений и
    адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование.2010.№
    3.С.97—105.

  3. Аммон А.В., Филиппова Е.В. Связь социального
    статуса детей в группе с их психологическими, социально-когнитивными и
    поведенческими характеристиками // Консультативная психология и
    психотерапия.2015.Т.23.№ 4.С.162—175.doi:10.17759/cpp.2015230410.

  4. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных
    отношений в семье» // Семейная психология и психотерапия.1999.№ 2.С.14—
    41.

  5. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных
    связей / Пер.с англ.В.В. Старовойтова.М.: Академический Проект, 2004.232
    с.

  6. Васильева Е.Н., Суворова О.В. Эмоциональное и
    социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия
    // Вестн.Нижегород.ун-та.Сер.Социальные науки.2004.№ 1.С.13—26.

  7. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности.Мать и
    дитя.Екатеринбург: Литур, 2004.400 с.

  8. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: 9-е
    изд.СПб.: Питер, 2005.944 с.

  9. Маврина И.В. Развитие взаимодействия младших
    дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса //
    Психологическая наука и образование.2005.№ 2.С.95—100.

  10. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с
    детьми.СПб.: Речь, 2005.150 с.

  11. Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей
    как основные факторы воспитания ребенка // Родители и дети: Психология
    взаимоотношений/ Под ред.Е.А.Савиной, Е.О. Смирновой.М.: Когито-Центр,
    2003.С.33— 51.

  12. Смирнова Е., Лаврентьева Т. Общение дошкольника со
    сверстниками [Электронный ресурс] // URL: http://www.psychologos.ru/articles/
    view/obschenie_doshkolnika_so_sverstnikami (дата обращения: 12.10.2016).

  13. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные
    отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция.М.: Владос, 2005.158
    с.

  14. Щетинина А.М. Диагностика социального развития
    ребенка.Учебно-метод.пособие.Великий Новгород: НовГУ, 2000.88 с.

 

%d такие блоггеры, как: