Эмоциональная близость матери и ребенка дошкольного возраста как фактор, влияющий на его отношения со сверстниками
Психологическая наука и образование
Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет
ISSN (печатная версия): 1814-2052
ISSN (online): 2311-7273
DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse
Издается с 1996 года
Периодичность: 6 выпусков в год
Доступ к электронным архивам: открытый
Рейтинг Science Index
РИНЦ
2016
1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»
16 место — общий рейтинг Science Index (3469
журналов)
3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор
Мячина Е.Л., педагог-психолог, служба психолого-педагогического сопровождения, ГБОУ Школа №1133, Москва, Россия, evgeniya.artis@gmail.com
Аннотация
Приведены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление связи между особенностями отношений матери и ребенка-дошкольника и взаимодействием ребенка со сверстниками. Авторы предполагали, что характер и степень эмоциональной близости матери с ребенком отражается на качестве контакта ребенка со сверстниками. В исследовании приняли участие 166 человек — 83 ребенка (в возрасте 4—5 лет), воспитанники дошкольных образовательных учреждений г. Москвы, и их матери. Выявлено, что разные типы эмоциональных отношений между матерью и ребенком (дистантные, эмоционально близкие, нормальные) связаны с особенностями взаимодействия ребенка со сверстниками. Установлено, что наиболее проблемный характер взаимодействия со сверстниками — у детей, которые эмоционально дистанцированы в отношениях с матерью. Конфликты со сверстниками также значимо чаще присущи детям, у которых сохраняются очень близкие эмоциональные отношения с матерью. При этом матери данной группы оказались менее адекватными и более снисходительными в оценке конфликтности своих детей. Делаются выводы об особенностях взаимодействия со сверстниками детей-дошкольников, имеющих разные типы эмоциональных отношений с их матерями.
Ссылка для цитирования
Для каждого периода жизни человека характерна особенная
ситуация взаимодействия с окружающими его людьми. Если в младенческом и раннем
возрастах круг общения ребенка чаще всего ограничен семьей, то по мере его
взросления сфера контактов расширяется, и особое значение приобретает
взаимодействие со сверстниками.
-
Авдеева Н.Н., Дружинина Н.И., Мусаэлян Н.Ю., Шаулова
Ю.В. Связь типа привязанности ребенка к матери и характера взаимодействия в
диаде с особенностями контактов ребенка дошкольного возраста со сверстниками //
У истоков развития.Сб.науч.статей/ Под ред.Л.Ф.Обуховой, И.А.Котляр
(Корепановой).М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013.С. 105—115. -
Авдеева Н.Н., Хохлачёва И.В. Особенности
привязанности ребенка к матери, стиль детско- родительских отношений и
адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование.2010.№
3.С.97—105. -
Аммон А.В., Филиппова Е.В. Связь социального
статуса детей в группе с их психологическими, социально-когнитивными и
поведенческими характеристиками // Консультативная психология и
психотерапия.2015.Т.23.№ 4.С.162—175.doi:10.17759/cpp.2015230410. -
Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных
отношений в семье» // Семейная психология и психотерапия.1999.№ 2.С.14—
41. -
Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных
связей / Пер.с англ.В.В. Старовойтова.М.: Академический Проект, 2004.232
с. -
Васильева Е.Н., Суворова О.В. Эмоциональное и
социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия
// Вестн.Нижегород.ун-та.Сер.Социальные науки.2004.№ 1.С.13—26. -
Винникотт Д.В. Семья и развитие личности.Мать и
дитя.Екатеринбург: Литур, 2004.400 с. -
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: 9-е
изд.СПб.: Питер, 2005.944 с. -
Маврина И.В. Развитие взаимодействия младших
дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса //
Психологическая наука и образование.2005.№ 2.С.95—100. -
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с
детьми.СПб.: Речь, 2005.150 с. -
Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей
как основные факторы воспитания ребенка // Родители и дети: Психология
взаимоотношений/ Под ред.Е.А.Савиной, Е.О. Смирновой.М.: Когито-Центр,
2003.С.33— 51. -
Смирнова Е., Лаврентьева Т. Общение дошкольника со
сверстниками [Электронный ресурс] // URL: http://www.psychologos.ru/articles/
view/obschenie_doshkolnika_so_sverstnikami (дата обращения: 12.10.2016). -
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные
отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция.М.: Владос, 2005.158
с. -
Щетинина А.М. Диагностика социального развития
ребенка.Учебно-метод.пособие.Великий Новгород: НовГУ, 2000.88 с.
В помощь психологу, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психология здоровья, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Семейная психология, Социальная психология, Философия, антропология, культура | Рубцов В.В., Семья Г.В., Шведовская А.А.
В помощь психологу, Инклюзивное образование, История психологии, Межкультурная коммуникация, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психология религии, Семейная психология, Социальная психология, Философия, антропология, культура | Дубровина И.В., Лубовский Д.В.
Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов