Экспериментальное моделирование социодинамических явлений в массовой культуре
Аннотация
В статье обсуждается возможность экспериментального моделирования массовых явлений культуры при изучении малых социальных групп. Эта стратегия определяется методологическими представлениями об изоморфности деятельности отдельных индивидов и социальных групп. В соответствии с этим подходом, как утверждает автор, отдельный человек, малая группа, большая социальная группа и даже общество в целом, являясь субъектами творческой деятельности, во многих ситуациях действуют сходным образом. Цель исследования состояла в изучении специфики формирования новых ценностей в массовой культуре на основании проведения социально-психологического эксперимента в малых группах, выполненного в рамках социодинамической теории А. Моля. Основная гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что бесполезные материальные или идеальные объекты (например, бессмысленные названия, рекламные образы и пр.) могут становиться ценностями массовой культуры в соответствии с принципом: случайное явление — групповая норма — социокультурная ценность. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутое предположение: первоначально бессмысленный объект (искусственно созданное название музыкальной рок-группы) может наделяться неким субъективным внутригрупповым «смыслом»; так, например, случайно выбранное понятие (слово «АРТАН»), приобретая внутригрупповую ценность, сохраняется испытуемыми экспериментальной группы в качестве наиболее приемлемого из ряда предложенных экспериментатором во время дискуссии с оппонентами.
Ссылка для цитирования
Экспериментальные исследования традиционно составляют основу
большинства социально-психологических теорий. Именно они определили основные
тенденции развития фундаментальной социальной психологии во второй половине ХХ
в. и остаются актуальными для современной науки о человеческих
взаимоотношениях.
-
Лебедев А.Н. Логико-стохастические задачи в
нейромаркетинге [Электронный ресурс] // Социальная и экономическая психология.
2016. Т. 1. № 4. URL: http://soc-econom-psychology.ru/ engine/documents/
document281.pdf (дата обращения: 26.06.2017). -
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер,
2014. -
Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и
психотерапии, 1998. -
Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс,
1973. -
Kahneman D., Tversky A. Choices, values, and
frames. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. -
Moles A. Sociodynamique de la culture. Paris:
Mouton, 1973. -
Moscovici S. Experiment and experience: An
intermediate step from Sherif to Asch // Journal for the Theory of Social
Behavior. 1991. № 21 (3). P. 253—268. -
Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American
Prophecy — What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous
with destiny. N.Y.: Broadway Books, 1997. -
Wilson J.Q., Kelling G.L. Broken windows // The
Atlantic Monthly (March 1982). URL: https:// www.theatlantic.com/
magazine/archive/1982/03/ broken-windows/304465/ (дата обращения:
20.06.2017). -
Tajfel H., Turner J. The social identity theory of
intergroup behaviour // Psychology of Intergroup Relations, 2nd edn. / Eds S.
Worchel, W. Austin. Chi.: Nelson-Hall, 1986.