Новости психологии

Экспериментальное моделирование социодинамических явлений в массовой культуре

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Лебедев А.Н., доктор биологических наук, профессор кафедры социальной психологии, заведующий кафедрой психофизиологии факультета психологии ГУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института психологии РАН, Московского института психоанализа, Москва, Россия, lebedev-lubimov@yandex.ru

Аннотация

В статье обсуждается возможность экспериментального моделирования массовых явлений культуры при изучении малых социальных групп. Эта стратегия определяется методологическими представлениями об изоморфности деятельности отдельных индивидов и социальных групп. В соответствии с этим подходом, как утверждает автор, отдельный человек, малая группа, большая социальная группа и даже общество в целом, являясь субъектами творческой деятельности, во многих ситуациях действуют сходным образом. Цель исследования состояла в изучении специфики формирования новых ценностей в массовой культуре на основании проведения социально-психологического эксперимента в малых группах, выполненного в рамках социодинамической теории А. Моля. Основная гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что бесполезные материальные или идеальные объекты (например, бессмысленные названия, рекламные образы и пр.) могут становиться ценностями массовой культуры в соответствии с принципом: случайное явление — групповая норма — социокультурная ценность. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутое предположение: первоначально бессмысленный объект (искусственно созданное название музыкальной рок-группы) может наделяться неким субъективным внутригрупповым «смыслом»; так, например, случайно выбранное понятие (слово «АРТАН»), приобретая внутригрупповую ценность, сохраняется испытуемыми экспериментальной группы в качестве наиболее приемлемого из ряда предложенных экспериментатором во время дискуссии с оппонентами.

Ссылка для цитирования

Экспериментальные исследования традиционно составляют основу
большинства социально-психологических теорий. Именно они определили основные
тенденции развития фундаментальной социальной психологии во второй половине ХХ
в. и остаются актуальными для современной науки о человеческих
взаимоотношениях.

  1. Лебедев А.Н. Логико-стохастические задачи в
    нейромаркетинге [Электронный ресурс] // Социальная и экономическая психология.
    2016. Т. 1. № 4. URL: http://soc-econom-psychology.ru/ engine/documents/
    document281.pdf (дата обращения: 26.06.2017).

  2. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер,
    2014.

  3. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и
    психотерапии, 1998.

  4. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс,
    1973.

  5. Kahneman D., Tversky A. Choices, values, and
    frames. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

  6. Moles A. Sociodynamique de la culture. Paris:
    Mouton, 1973.

  7. Moscovici S. Experiment and experience: An
    intermediate step from Sherif to Asch // Journal for the Theory of Social
    Behavior. 1991. № 21 (3). P. 253—268.

  8. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American
    Prophecy — What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous
    with destiny. N.Y.: Broadway Books, 1997.

  9. Wilson J.Q., Kelling G.L. Broken windows // The
    Atlantic Monthly (March 1982). URL: https:// www.theatlantic.com/
    magazine/archive/1982/03/ broken-windows/304465/ (дата обращения:
    20.06.2017).

  10. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of
    intergroup behaviour // Psychology of Intergroup Relations, 2nd edn. / Eds S.
    Worchel, W. Austin. Chi.: Nelson-Hall, 1986.

 

%d такие блоггеры, как: