Экологическое сознание детей 6—10 лет с точки зрения диалектического мышления
Психологическая наука и образование
Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет
ISSN (печатная версия): 1814-2052
ISSN (online): 2311-7273
DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse
Издается с 1996 года
Периодичность: 6 выпусков в год
Доступ к электронным архивам: открытый
Рейтинг Science Index
РИНЦ
2016
1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»
16 место — общий рейтинг Science Index (3469
журналов)
3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор
Мдивани М.О., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, mdivanim@gmail.com
Аннотация
Изложены результаты эмпирического исследования когнитивного, аффективного (эмоционального) и поведенческого компонентов экологического сознания у 323 детей предшкольного и младшего школьного возрастов (6—10 лет).Установлено, что дети предшкольного возраста недооценивают воздействие природы на человека, но при этом они переоценивают воздействие человека на природу. Они показали более высокие значения эмоционального «единения с природой», чем дети младшего школьного возраста. При выборе техногенной, социальной или природной среды дети обеих возрастных групп отдают наибольшее предпочтение природной среде, а наименьшее — техногенной. Полученные результаты были использованы для анализа развития диалектического мышления (действий превращения и объединения) у детей указанных возрастных групп. Установлено, что диалектическое мышление детей предшкольного возраста имеет преимущественно образный характер. У младших школьников на смену образной форме приходят понятийная и знаковая формы диалектического мышления, хотя и в неразвитом еще виде. Делается вывод о том, что школьное обучение в первых двух классах оказывает малое влияние на развитие диалектического мышления в виде действий превращения.
Ссылка для цитирования
Одной из главных проблем человеческого общества на
современном этапе его развития является проблема сохранения природных условий
жизни на Земле. Озабоченность мировой общественности этой проблемой выразилась
в ряде международных документов, принятых под эгидой ООН и Юнеско, главным из
них считается концепция устойчивого развития.
-
Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических
структур мышления детей и взрослых: Дис….канд.психол.наук.М., 2006.188
c. -
Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и
возможности его активизации // Вестн.МГПУ.2010.№ 2 (12).С.46—53. -
Декларация саммита «Рио+20» — предательство будущих
поколений [Электронный ресурс] // URL:
http://the-day-x.ru/deklaraciya-sammita-rio20-predatelstvo-budushhix-pokolenij.html
(дата обращения: 28.10.2014). -
Мдивани М.О. Разработка метода диагностики
экологического сознания // Экопсихология развития психики человека на разных
этапах онтогенеза: Коллективная монография / Под общ.ред.В.И.Панова,
Ш.Р.Хисамбеева.М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; СПб.: Нестор‑История,
2013.С.263—304. -
Панов В.И. Психолого-педагогические аспекты
экологического сознания // Педагогика.2015.№ 5.С.59—70. -
Хащенко Н.Н. Типология актуального экологического
сознания личности // 4-я Российская конференция по экологической психологии:
Материалы конференции / Под общ.ред.В.И. Панова, А.В.Иващенко.М.: РУДН, 2006.С.
43—54. -
Шиян О.А. Развивающее образование в вузе:
диалектическая структура учебного курса как условие развития студентов //
Психологическая наука и образование.2008.№ 2.С.45—57. -
Ясвин В.А. Психология отношения к природе.М.:
Смысл, 2000.456 с. -
Basile C.G. Environmental education as a catalyst
for transfer of learning in young children // The Journal of Environmental
Education.2000.№ 32(1).P.21—27. -
Dimopoulos D., Paraskevopoulos S., Pantis J.D.The
cognitive and attitudinal effects of a conservation educational module on
elementary school students // The Journal of Environmental Education.2008.№
39(3).P. 47—61.doi:10.3200/JOEE.39.3.47-61. -
Domka L. Environmental education at preschool//
International Research in Geographical and Environmental Education.2004.№
13(3).P.258—263. -
Fraser J., Gupta R., Krasny M.E. Practitioners’
perspective on the purpose of environmental education// Environmental Education
Research.2015.№ 21(5).P. 777—800.doi.org/10.1080/13504622.2014.933777.
В помощь психологу, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психология здоровья, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Семейная психология, Социальная психология, Философия, антропология, культура | Рубцов В.В., Семья Г.В., Шведовская А.А.
В помощь психологу, Инклюзивное образование, История психологии, Межкультурная коммуникация, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психология религии, Семейная психология, Социальная психология, Философия, антропология, культура | Дубровина И.В., Лубовский Д.В.
Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов