
Характеристики музыкального исполнения и зрительно-моторного взаимодействия при чтении с листа у пианистов в зависимости от особенностей музыкального произведения
Бойко Л.А., Студент магистратуры кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия, lboyko.neurobio@yandex.ru
Иванченко Д.К., Студент магистратуры кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, dariaivanchenko@yandex.ru
Заднепровская Г.В., кандидат исторических наук, заведующий кафедрой музыкального искусства факультета искусств,, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, z_galina@bk.ru
Латанов А.В., доктор биологических наук, заведующий кафедрой, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, avlatanov@mail.ru
Аннотация
Исследованы базовые характеристики музыкального воспроизведения при чтении с листа трех двухстрочных подборок классических произведений разного склада и сложности – двухголосного полифонического произведения, темы и вариации гомофонно-гармонического произведения. Темп воспроизведения и количество ошибок зависели от специфики музыкального текста. Данные характеристики являются объективными показателями как навыка чтения с листа у музыкантов, так и сложности музыкальных произведений. С использованием оригинальной методики регистрации движений глаз без фиксации головы исследована зрительно-моторная задержка – время от момента прочтения музыкального текста до его воспроизведения. По нашим данным, зрительно-моторная задержка зависела от специфики исполняемого произведения, обратно коррелировала с количеством ошибок и прямо коррелировала со стабильностью темпа при исполнении. Данный параметр также является объективным показателем навыка чтения с листа, связан со сложностью музыкального произведения и, предположительно, характеризует объем рабочей памяти музыкантов.
Ссылка для цитирования
Игра на музыкальном инструменте является сложным видом
деятельности человека, которая включает многоуровневый комплекс физиологических
и когнитивных процессов. На физиологическом уровне в эту деятельность
вовлекаются слуховая, зрительная, тактильная и проприоцептивная сенсорные
системы. Во время игры на инструменте пианисты воспроизводят сложные
скоординированные паттерны движений рук и ног, зрительно-моторные паттерны
движений глаз (ДГ) при чтении нот, а также выполняют движения головой и
корпусом.
-
Карачарова Т.И. Обучение игре с листа на основе
активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста:
автореф. дисс. … канд. пед. наук [Электронный ресурс]. Елец, 2006. 156 с. URL:
http://www.dissercat.com/content/obuchenie-igre-s-lista-na-osnove-aktivizatsii-tselostnogo-pro-tsessa-vospriyatiya-i-ozvuchiva
(дата обращения: 07.02.2017). -
Красинская Л.Э., Уткин В.Ф. Элементарная теория
музыки. 4-е изд., доп. М.: Музыка, 1991. 334 с. -
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Московского университета,
1962. 432 с. -
Попова К.А. Формирование и развитие навыка чтения
нотного текста с листа в классе фортепиано // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». 2015. № 6. С. 76–80. -
Chang S. A study of eye movement during sight
reading of selected piano compositions. Ph. D. Teachers College, Columbia
University, 1993. -
Furneaux S., Land M.F. The effects of skill on the
eye-hand span during musical sight reading // Proceedings of the Royal Society
of London B. 1999. Vol. 266. № 1436. Р. 2435–2440. -
Goolsby T.W. Eye movement in music reading: effects
of reading ability, notational complexity, and encounters // Music Perception.
1994. Vol. 12. № 1. Р. 77–96. -
Halverson D. A biometric analysis of eye movement
patterns of sight singers. Ph. D. Ohio State University, 1974. -
Kinsler V., Carpenter R.H.S. Saccadic eye movement
while reading music // Vision Research. 1995. Vol. 35. № 10. Р.
1447–1458. -
Levin H., Kaplan E.A. Grammatical structure and
reading // Basic studies on reading / Eds. H. Levin, J.P. Williams. N.Y.: Publ.
Basic Books, 1970. -
Polanka M. Research note: factors affecting eye
movements during the reading of short melodies // Psychology of Music. 1995.
Vol. 23. № 2. Р. 177–183. -
Rayner K., Pollatsek J., Alexander B. Eye movements
during reading // The science of reading: A handbook / Eds. M. J. Snowling, Ch.
Hulme. Publ. Blackwell Publishing, 2005. Р. 79–97. -
Sloboda J.A. The eye-hand span: an approach to the
study of sight-reading // Psychology of Music. 1974. Vol. 2. № 2. Р.
4–10. -
Smith D.J. An investigation of the effects of
varying temporal settings on eye movements while sight reading trumpet music
and while reading language aloud. Ph. D. Pennsylvania State University,
1988. -
Souter T. Eye movement and memory in the sight
reading of keyboard music. Ph. D. University of Sydney, 2001. -
Truitt F.E., Clifton C., Pollatsek A., Rayner K.
The perceptual span and the eye–hand span in sight reading music // Visual
cognition. 1997. Vol. 4. № 2. Р. 143–161. -
Weaver H.E. Studies of ocular behavior in music
reading. I. A survey of visual processes in reading differently constructed
musical selections // Psychology Monographs / Ed. J.F. Dashiell. 1943. Vol. 55.
№ 1. Р. 1–30. -
Young L.J. A study of the eye-movements and
eye-hand temporal relationships of successful and unsuccessful piano
sight-readers while piano sight-reading. Ph. D. Indiana University, 1971.