Характеристики музыкального исполнения и зрительно-моторного взаимодействия при чтении с листа у пианистов в зависимости от особенностей музыкального произведения

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Терещенко Л.В., кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, lter@mail.ru
Бойко Л.А., Студент магистратуры кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия, lboyko.neurobio@yandex.ru
Иванченко Д.К., Студент магистратуры кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, dariaivanchenko@yandex.ru
Заднепровская Г.В., кандидат исторических наук, заведующий кафедрой музыкального искусства факультета искусств,, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, z_galina@bk.ru
Латанов А.В., доктор биологических наук, заведующий кафедрой, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, avlatanov@mail.ru

Аннотация

Исследованы базовые характеристики музыкального воспроизведения при чтении с листа трех двухстрочных подборок классических произведений разного склада и сложности – двухголосного полифонического произведения, темы и вариации гомофонно-гармонического произведения. Темп воспроизведения и количество ошибок зависели от специфики музыкального текста. Данные характеристики являются объективными показателями как навыка чтения с листа у музыкантов, так и сложности музыкальных произведений. С использованием оригинальной методики регистрации движений глаз без фиксации головы исследована зрительно-моторная задержка – время от момента прочтения музыкального текста до его воспроизведения. По нашим данным, зрительно-моторная задержка зависела от специфики исполняемого произведения, обратно коррелировала с количеством ошибок и прямо коррелировала со стабильностью темпа при исполнении. Данный параметр также является объективным показателем навыка чтения с листа, связан со сложностью музыкального произведения и, предположительно, характеризует объем рабочей памяти музыкантов.

Ссылка для цитирования

Игра на музыкальном инструменте является сложным видом
деятельности человека, которая включает многоуровневый комплекс физиологических
и когнитивных процессов. На физиологическом уровне в эту деятельность
вовлекаются слуховая, зрительная, тактильная и проприоцептивная сенсорные
системы. Во время игры на инструменте пианисты воспроизводят сложные
скоординированные паттерны движений рук и ног, зрительно-моторные паттерны
движений глаз (ДГ) при чтении нот, а также выполняют движения головой и
корпусом.

  1. Карачарова Т.И. Обучение игре с листа на основе
    активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста:
    автореф. дисс. … канд. пед. наук [Электронный ресурс]. Елец, 2006. 156 с. URL:
    http://www.dissercat.com/content/obuchenie-igre-s-lista-na-osnove-aktivizatsii-tselostnogo-pro-tsessa-vospriyatiya-i-ozvuchiva
    (дата обращения: 07.02.2017).

  2. Красинская Л.Э., Уткин В.Ф. Элементарная теория
    музыки. 4-е изд., доп. М.: Музыка, 1991. 334 с.

  3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их
    нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Московского университета,
    1962. 432 с.

  4. Попова К.А. Формирование и развитие навыка чтения
    нотного текста с листа в классе фортепиано // Научно-методический электронный
    журнал «Концепт». 2015. № 6. С. 76–80.

  5. Chang S. A study of eye movement during sight
    reading of selected piano compositions. Ph. D. Teachers College, Columbia
    University, 1993.

  6. Furneaux S., Land M.F. The effects of skill on the
    eye-hand span during musical sight reading // Proceedings of the Royal Society
    of London B. 1999. Vol. 266. № 1436. Р. 2435–2440.

  7. Goolsby T.W. Eye movement in music reading: effects
    of reading ability, notational complexity, and encounters // Music Perception.
    1994. Vol. 12. № 1. Р. 77–96.

  8. Halverson D. A biometric analysis of eye movement
    patterns of sight singers. Ph. D. Ohio State University, 1974.

  9. Kinsler V., Carpenter R.H.S. Saccadic eye movement
    while reading music // Vision Research. 1995. Vol. 35. № 10. Р.
    1447–1458.

  10. Levin H., Kaplan E.A. Grammatical structure and
    reading // Basic studies on reading / Eds. H. Levin, J.P. Williams. N.Y.: Publ.
    Basic Books, 1970.

  11. Polanka M. Research note: factors affecting eye
    movements during the reading of short melodies // Psychology of Music. 1995.
    Vol. 23. № 2. Р. 177–183.

  12. Rayner K., Pollatsek J., Alexander B. Eye movements
    during reading // The science of reading: A handbook / Eds. M. J. Snowling, Ch.
    Hulme. Publ. Blackwell Publishing, 2005. Р. 79–97.

  13. Sloboda J.A. The eye-hand span: an approach to the
    study of sight-reading // Psychology of Music. 1974. Vol. 2. № 2. Р.
    4–10.

  14. Smith D.J. An investigation of the effects of
    varying temporal settings on eye movements while sight reading trumpet music
    and while reading language aloud. Ph. D. Pennsylvania State University,
    1988.

  15. Souter T. Eye movement and memory in the sight
    reading of keyboard music. Ph. D. University of Sydney, 2001.

  16. Truitt F.E., Clifton C., Pollatsek A., Rayner K.
    The perceptual span and the eye–hand span in sight reading music // Visual
    cognition. 1997. Vol. 4. № 2. Р. 143–161.

  17. Weaver H.E. Studies of ocular behavior in music
    reading. I. A survey of visual processes in reading differently constructed
    musical selections // Psychology Monographs / Ed. J.F. Dashiell. 1943. Vol. 55.
    № 1. Р. 1–30.

  18. Young L.J. A study of the eye-movements and
    eye-hand temporal relationships of successful and unsuccessful piano
    sight-readers while piano sight-reading. Ph. D. Indiana University, 1971.

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: