fbpx
Новости психологии

Характеристика качества жизни подростков с нарушениями зрения в контексте их жизнестойкости

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Горьковая И.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека, Институт психологии, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (ФГБОУ ВПО РГПУ имени А. И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, iralgork@mail.ru
Микляева А.В., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, a.miklyaeva@gmail.com

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования качества жизни подростков с нарушениями зрения в контексте их жизнестойкости. Обследовано 173 подростка в возрасте 13-16 лет, из них 22 подростка с глубокими нарушениями зрения (остаточное зрение менее 0,05%) и 39 слабовидящих подростков. Для сбора эмпирических данных использовались методики «Оценка качества жизни» SF-36, Краткая версия теста жизнестойкости, методика изучения самооценки Дембо–Рубинштейн в модификации П.В. Яньшина, а также анализ медицинских документов. Предполагалось, что качество жизни подростков с нарушениями зрения опосредовано уровнем их жизнестойкости. Результаты исследования показали, что оценка качества жизни слабовидящими подростками довольно реалистична, в то время как у подростков с глубокими нарушениями зрения она носит компенсаторно завышенный характер. При этом в выборке слабовидящих подростков жизнестойкость является фактором, опосредующим их качество жизни, но не оказывает существенного влияния на оценку качества жизни подростками с глубокими нарушениями зрения. Основным ресурсом поддержания и повышения качества жизни подростков с нарушениями зрения являются компоненты качества жизни в аспекте психического здоровья.

Ссылка для цитирования

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, отделение гуманитарных и общественных наук, грант № 17-06-00336.

  1. Вассерман Л.И., Громов С.А., Михайлов В.А., Лынник
    С.Д., Флерова И.Л.
    Концепция реабилитации и качество жизни: преемственность
    и различия в современных подходах // Психосоциальная реабилитация и качество
    жизни. СПБ: СПбНИПИ

    им. В.М. Бехтерева, 2001. С. 103–115.

  2. Голикова А.А. Качество жизни подростков с
    нарушениями зрения // Вестник психотерапии. 2015. Т. 61. № 56. С. 90–97.

  3. Головей Л.А., Бейнарович К.К. Личностный
    адаптационный потенциал подростков с ослабленным зрением // Вестник СПбГУ. Сер.
    12. 2009. Вып. 4.

    С. 154–162.

  4. Доника А.Д., Зимовец С.В. Качество жизни пациентов
    офтальмологического профиля // Международный журнал экспериментального
    образования. 2011. № 3.

    С. 99–100.

  5. Карбалевич А.С., Дерюгин А.А., Алексеева О.С.
    Особенности нормоидентичности слабовидящих подростков // Новый университет.
    Сер.: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. Т. 50. № 5.
    С. 74–78.

  6. Коган Б.М., Яковлева А.В. Психолого-педагогические
    условия повышения качества жизни подростков с нарушением зрения //
    Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями
    здоровья. М.: изд-во МГПУ, 2016. С. 40–48.

  7. Коган Б.М., Яковлева А.В. Личностные особенности
    слабовидящих подростков // Специальное образование. 2012. № 2. С. 67–114.

  8. Куприянова И.Е., Семке В.Я., Карауш И.С.
    Психическое здоровье и качество жизни детей и подростков с сенсорными
    нарушениями (обзор иностранной литературы) // Сибирский вестник психиатрии и
    наркологии. 2012. Т. 74. № 5. С. 56–60.

  9. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости.
    М.: Смысл, 2006. 63 с.

  10. Липкова О.И. Общие и специфические особенности
    развития личности подростков с нарушением зрения: Дис. … канд. психол. наук.
    М., 2001. 192 с.

  11. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.:
    изд-во РГПУ им.

    А.И. Герцена, 1998. 271 с. 

  12. Малкова Т.П. Оценка вероятностей успешной
    социально-психологической адаптации   выпускников школ для слепых и
    слабовидящих детей // Педагогика, психология, теория и методика обучения. 2002.
    № 3. С. 188–191.

  13. Молчанова Е.К. Медико-социальная характеристика и
    качество жизни подростков-инвалидов : автореферат дис. … канд. мед. наук. М.,
    2006. 26 с.

  14. Морозова Е.А. Особенности развития
    эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового
    кризиса: Автореферат дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2002. 23
    с.

  15. Нефедовская Л.В. Исследование качества жизни детей
    с нарушениями зрения // Вопросы современной педиатрии. 2009. № 1. С.
    9–13.

  16. Новик А.А, Ионова Т.И. Руководство по исследованию
    качества жизни в медицине. М., Олма-Пресс, 2002. 314 с.

  17. Новик А.А., Ионова Т.И., Гандек Б. Показатели
    качества жизни населения Санкт-Петербурга // Проблемы стандартизации в
    здравоохранении. 2001. № 4. С. 22–31. 

  18. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста
    жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном
    контексте // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2013. № 2.
    С. 147–165.

  19. Панкратов В.В., Ягудаева И.П., Давыдов А.И.
    Качество жизни, связанное со здоровьем: терминология, методология, особенности
    оценки в акушерско-гинекологической практике // Вопросы гинекологии, акушерства
    и перинатологии. 2012. №2. С. 22–33.

  20. Ростомашвили И.Е. Особенности самосознания
    подростков в условиях зрительной депривации: Дис. … канд. психол. наук. СПб.,
    2000. 228 с.

  21. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика
    личности. Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2007. 320 с.

  22. Boulton M., Haines L., Smyth D. Health-related
    quality of life of children with vision impairment or blindness //
    Developmental Medicine & Child Neurology. 2006. Vol. 48.

    № 8.P. 656–661. Doi:10.1017/S0012162206001381.

  23. Bremond-Gignac D., Tixier J, Missotten T, Laroche L,
    Beresniak A.
    Evaluation of the quality of life in ophthalmology // Presse
    Med. 2002. Vol. 31. № 34. P. 1607–1612.

  24. Chadha R.K., SubramanianА.. The
    Effect of Visual Impairment on Quality of Life of Children Aged 3–16 // British
    Journal of Ophthalmology. 2011. Vol. 95.№ 5.

    P. 642–645.Doi:10.1136/bjo.2010.182386.

  25. Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 health
    survey. Manual and interpretation guide // The Health Institute, New England
    Medical Center. Boston: Mass, 1993.136 p.

 

%d такие блоггеры, как: