
Формирование коммуникативной компетентности учащихся при переходе в основную школу
Безрукавный О.С., аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ss-40@rambler.ru
Аннотация
Обсуждается проблема метапредметных компетентностей и, в частности, их коммуникативный компонент. Рассматривается понятие «коммуникативная компетентность» и описываются методики исследования компонентов коммуникативной компетентности. Поднимается вопрос о влиянии психолого-педагогической адаптации учащихся к основной школе на формирование коммуникативного компонента метапредметных компетентностей. Описывается исследование степени развитости компонентов коммуникативной компетентности у учащихся пятых классов двух образовательных комплексов города Москвы (167 человек). Проводится качественный анализ полученных данных и делается вывод об уровне развития коммуникативной компетентности учащихся при переходе из начальной в основную школу. Особое внимание уделяется коммуникативным умениям и навыкам, развитие и формирование которых вызывает трудности у учащихся. Делается вывод о необходимости разработки психолого-педагогической программы по формированию и развитию коммуникативного компонента метапредметных компетентностей.
Ссылка для цитирования
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (ФГОС ООО) базируется на основополагающих
психолого-педагогических подходах в отечественной науке: системе развития в
обучении (Л.С. Выготский) и системно-деятельностном подходе (Д.Б. Эльконин,
В.В. Давыдов). Ключевыми отличиями ФГОС ООО от предыдущих образовательных
стандартов являются требования к «портрету выпускника» начальной и основной
школы.
-
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.
М.: Мысль, 1976. 47 с. -
Божович Е.Д. Возможности и ограничения коммуникативной
компетенции подростков // Психологическая наука и образование. 1999. № 2. С.
64–76. -
Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14. -
Воровщиков С.Г. Компетентностный подход в образовании //
Философия образования. 2007. № 2. С. 27–32. -
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. М.:
Педагогика, 1986. 240 с. -
Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема
психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству //
Современная зарубежная психология. 2015. Т. 5. № 3. С. 59–65. -
Жуков Ю.М. Коммуникативная компетентность: диагностика и
развитие: программа спецкурса. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
96 с. -
Запятая О.В. Формирование и мониторинг общих умений
коммуникации учащихся: Метод. пособие. Красноярск: Торос, 2007. 136 с. -
Заречная А.А. Формирование коммуникативных компетенций у
младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL:
http://psuedu.ru/journal/2015/n1/Zarechnaya.phtml (дата обращения:
1.04.2017). -
Марголис А.А. Психолого-педагогическая подготовка учителя
для новой школы // Образовательная политика. 2010. № 5–6. С. 125–139. -
Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря
2010 г. N 1897 [Электронный ресурс] // URL: http://
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения:
25.03.2017). -
Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений
дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии
образования psyjournals.ru. 2011. № 4. URL:
http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n4/56247.shtml (дата обращения:
1.04.2017). -
Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья
земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С.
17–31.
Межкультурная коммуникация, Организационная психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психология труда, Семейная психология, Социальная психология | Заречная А.А.
Психологические технологии формирования коммуникативной компетентности у детей 6–8 лет