Формирование коммуникативной компетентности учащихся при переходе в основную школу

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Егоренко Т.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры школьной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, egorenkota@mgppu.ru
Безрукавный О.С., аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ss-40@rambler.ru

Аннотация

Обсуждается проблема метапредметных компетентностей и, в частности, их коммуникативный компонент. Рассматривается понятие «коммуникативная компетентность» и описываются методики исследования компонентов коммуникативной компетентности. Поднимается вопрос о влиянии психолого-педагогической адаптации учащихся к основной школе на формирование коммуникативного компонента метапредметных компетентностей. Описывается исследование степени развитости компонентов коммуникативной компетентности у учащихся пятых классов двух образовательных комплексов города Москвы (167 человек). Проводится качественный анализ полученных данных и делается вывод об уровне развития коммуникативной компетентности учащихся при переходе из начальной в основную школу. Особое внимание уделяется коммуникативным умениям и навыкам, развитие и формирование которых вызывает трудности у учащихся. Делается вывод о необходимости разработки психолого-педагогической программы по формированию и развитию коммуникативного компонента метапредметных компетентностей.

Ссылка для цитирования

Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (ФГОС ООО) базируется на основополагающих
психолого-педагогических подходах в отечественной науке: системе развития в
обучении (Л.С. Выготский) и системно-деятельностном подходе (Д.Б. Эльконин,
В.В. Давыдов). Ключевыми отличиями ФГОС ООО от предыдущих образовательных
стандартов являются требования к «портрету выпускника» начальной и основной
школы.

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.
    М.: Мысль, 1976. 47 с.

  2. Божович Е.Д. Возможности и ограничения коммуникативной
    компетенции подростков // Психологическая наука и образование. 1999. № 2. С.
    64–76.

  3. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к
    образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.

  4. Воровщиков С.Г. Компетентностный подход в образовании //
    Философия образования. 2007. № 2. С. 27–32.

  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
    теоретического и экспериментального психологического исследования. М.:
    Педагогика, 1986. 240 с.

  6. Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема
    психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству //
    Современная зарубежная психология. 2015. Т. 5. № 3. С. 59–65.

  7. Жуков Ю.М. Коммуникативная компетентность: диагностика и
    развитие: программа спецкурса. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
    96 с.

  8. Запятая О.В. Формирование и мониторинг общих умений
    коммуникации учащихся: Метод. пособие. Красноярск: Торос, 2007. 136 с.

  9. Заречная А.А. Формирование коммуникативных компетенций у
    младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
    PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL:
    http://psuedu.ru/journal/2015/n1/Zarechnaya.phtml (дата обращения:
    1.04.2017).

  10. Марголис А.А. Психолого-педагогическая подготовка учителя
    для новой школы // Образовательная политика. 2010. № 5–6. С. 125–139.

  11. Об утверждении федерального государственного
    образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства
    образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря
    2010 г. N 1897 [Электронный ресурс] // URL: http://
    www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения:
    25.03.2017).

  12. Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений
    дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии
    образования psyjournals.ru. 2011. № 4. URL:
    http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n4/56247.shtml (дата обращения:
    1.04.2017).

  13. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья
    земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С.
    17–31.

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: