Факторы профессионального выгорания специалистов (на примере работников контактного центра)
Аннотация
Представлены данные лонгитюдного исследования факторов профессионального выгорания сотрудников контактного центра, в числе которых: стаж работы, интенсивность деятельности, успешность профессиональной деятельности и профессиональная мотивация. Исследование состояло из двух этапов. Общий размер выборки составил 78 человек: 53 человека были обследованы на первом этапе, 25 — на втором. На основании полученных результатов делается вывод о том, что профессиональное выгорание — сложный процесс, напрямую не зависящий от таких факторов, как стаж, эффективность профессиональной деятельности и уровень профессиональной мотивации. Риск приобретения синдрома профессионального выгорания увеличивается при преобладании в структуре профессиональной мотивации внешних и узко-социальных мотивов, и снижается при доминировании субъектных мотивов раскрывающих ведущую роль собственных ценностей и смыслов в профессиональной деятельности.
Ссылка для цитирования
Изучение различных аспектов профессионального выгорания не
теряет своей актуальности по ряду причин. Наращивание темпа жизни, постоянное
повышение требований к субъектам различных видов деятельности, возрастание
интенсивности труда и ответственности за его результаты при постоянном и
достаточно жестком внешнем контроле приводят к снижению доли положительных
трудовых эмоций, истощению работников, психологическому дистрессу и потере
смысла профессиональной деятельности.
-
Бойко В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в
профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 1999. 32 с. -
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром
выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с. -
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Евдокимова Я.Г.,
Москова М.В., Войцех В.Ф., Семикин Г.И. Предэкзаменационный стресс и
эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и
клиническая психиатрия. 2007. № 2. C. 38—43. -
Гринберг Дж. Управление стрессом: пер. с англ.
СПб.: Питер, 2004. 496 c. -
Китаев-Смык Л.А. Выгорание персонала. Выгорание
личности. Выгорание души // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008.
№ 2 (33). С. 41—50. -
Матюшкина Е.Я. Личностные ресурсы в совладании с
профессиональным выгоранием у работников контактного центра // Горизонты
зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической
конференции по психологии развития (г. Москва, 16—18 ноября 2015 г.). М.: ГБОУ
ВПО МГППУ, 2015. С. 425—429. -
Неруш Т.Г., Поварёнков Ю.П. Современное
состояние и перспективы изучения проблемы профессионального выгорания в рамках
системогенетического подхода // Ярославскийпедагогическийвестник. Серия
«Психолого- педагогические науки». 2013. № 3. С. 201—207. -
Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности.
М.: Институт психологии РАН, 2005. 330 с. -
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной
психологии: пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 528 c. -
Селье Г. Стресс без дистресса: пер. с англ. М.:
Прогресс, 1979. 124 с. -
Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь,
2001. 234 с. -
Стресс, выгорание, совладание в современном контексте /
Под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
2011. 512 с. -
Burisch M. In search of theory: Some ruminations on
the nature and etiology of burnout // Professional burnout: Recent developments
in theory and research / W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek (eds.).
Philadelphia: Taylor & Francis, 1993. Р. 75—93. -
Cherniss C. Professional burnout in human service
organizations. New York: Praeger, 1980. 295 p. -
Maslach C., Jackson S., Leiter M. The Maslach
Burnout Inventory Manual (3rd ed.). Palo Alto, CA: Consulting Psychological
Press, 1996. 52 p.
В помощь психологу, Инклюзивное образование, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психолингвистика, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психотерапия и психокоррекция, Психофизиология, Социальная психология, Теория и методология, Экспериментальная психология | Коробейников И.А., Бабкина Н.В.
Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей