Новости психологии

Субъект-средовые взаимодействия с ТВ и Интернетом в контексте традиционных и современных гендерных представлений

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Лидская Э.В., младший научный сотрудник, Лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, elidskaya@gmail.com
Мдивани М.О., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, mdivanim@gmail.com

Аннотация

Рассматривается связь между гендерными представлениями и субъект- средовыми взаимодействиями на примере ТВ и Интернета. Выделены объектный, субъектный и квазисубъектный типы таких взаимодействий. В исследовании приняли участие 400 респондентов, из них 40% мужчин и 60% женщин в возрасте от 18 до 65 лет, которые заполняли два онлайн опросника. Один опросник (GRBS) был направлен на оценку склонности к традиционным или современным гендерно-ролевым представлениям. Другой опросник – методика, разработанная на основе экопсихологических типов взаимодействия с информационной средой. Анализ результатов показал связь между гендерными представлениями и типами взаимодействия с ТВ и Интернетом. Установлено, что взаимодействия с ТВ чаще всего относятся к объектному типу, и реже всего – к квазисубъектному. У респондентов, имеющих традиционные гендерные взгляды, показатели по всем трем типам взаимодействий оказались более высокими, чем у респондентов, придерживающихся современных гендерных взглядов. Наличие связи между гендерными стереотипами и Интернетом обнаружено только у женщин и только в случае квазисубъектного типа взаимодействия.

Ссылка для цитирования

Жизнь современного человека протекает в постоянном обмене
информацией между людьми и окружающей средой. С позиции экопсихологического
подхода к развитию психики, «… под информационной средой понимается
совокупность (или система) условий и влияний, обеспечивающих возможность
удовлетворения потребности человека в разного рода информационных
взаимодействиях с окружающей средой и с представляющими ее людьми
(субъектами)».

  1. Грошев И.В. Рекламные технологии гендера //
    Общественные науки и современность.2000.№ 4.С. 172–187.

  2. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика
    экологического сознания.М.: МПСИ, 1999.310 с.

  3. Дударева А. Рекламный образ.Мужчина и женщина.М.:
    РИП-холдинг, 2003.222 с.

  4. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология:
    учеб.пособие.Красноярск, 2010.108 с.

  5. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория
    и практика.СПб.: Алетейя, 2004.408 с.

  6. Мдивани М.О. Метод исследования экопсихологических
    взаимодействий человека с информационной средой // Акмеология.2017.№
    1(61).С.59–65.

  7. Панов В.И. Информационная среда в контексте
    экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки
    [Электронный ресурс] // XII Международная научно-практическая конференция
    «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски» /
    Под ред.Л.М.Митиной.М.: Издательство «Перо», 2016.С. 23– 27.URL:
    http://www.pirao.ru/images/news/2016/08/XII-Vyzovy-i-Riski.pdf (дата обращения:
    11.11.2016).

  8. Сабитова Г.В., Зубенко Н.Ю. Культурно- исторический
    аспект определения гендерных стереотипов в психолого-педагогических
    исследованиях // Общество: социология, психология, педагогика.2016.№
    2.С.105–107.

  9. Сафронов Д.А. Предпочтения старшеклассников в
    использовании ресурсов сети интернет: гендерный подход [Электронный ресурс] //
    Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания».2009.№
    3(4).С.77–79.URL: http://www.grani.vspu.ru/avtor/85 (дата обращения:
    12.10.2016).

  10. Скорнякова С.С. Гендерные стереотипы в средствах
    массовой коммуникации // Актуальные проблемы теории коммуникации:
    сб.науч.трудов.СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.C.225–231.

  11. Соколова Е.А. Комплекс гендерных стереотипов в
    медийном портрете женщины в местной прессе // Фундаментальные
    исследования.2013.№ 1.С. 775–779.

  12. Соколова Е.А. Комплекс мужских стереотипных образов
    в газете русского провинциального города [Электронный ресурс] // Научное
    обозрение.Филологические науки.2014.№ 1.С.66–66.URL:
    http://philology.science-review.ru/ru/article/view?id=98 (дата обращения:
    04.12.2016).

  13. Ashmore R.D. The social Psycology of Female – male
    relations: a critical analysis of central concepts.New York,
    1986.Р.69–119.

  14. Basow S.A. Gender: stereotypes and roles.Pacific
    Grove.CA: Brooks/Cole, 1992.447 p.

  15. Brown M.J., Gladstone N. Development of a Short
    Version of the Gender Role Beliefs Scale // International Journal of Psychology
    and Behavioral Sciences.2012.Vol.2.№ 5.Р.154–158.

 

%d такие блоггеры, как: