
Субъект-средовые взаимодействия с ТВ и Интернетом в контексте традиционных и современных гендерных представлений
Мдивани М.О., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, mdivanim@gmail.com
Аннотация
Рассматривается связь между гендерными представлениями и субъект- средовыми взаимодействиями на примере ТВ и Интернета. Выделены объектный, субъектный и квазисубъектный типы таких взаимодействий. В исследовании приняли участие 400 респондентов, из них 40% мужчин и 60% женщин в возрасте от 18 до 65 лет, которые заполняли два онлайн опросника. Один опросник (GRBS) был направлен на оценку склонности к традиционным или современным гендерно-ролевым представлениям. Другой опросник – методика, разработанная на основе экопсихологических типов взаимодействия с информационной средой. Анализ результатов показал связь между гендерными представлениями и типами взаимодействия с ТВ и Интернетом. Установлено, что взаимодействия с ТВ чаще всего относятся к объектному типу, и реже всего – к квазисубъектному. У респондентов, имеющих традиционные гендерные взгляды, показатели по всем трем типам взаимодействий оказались более высокими, чем у респондентов, придерживающихся современных гендерных взглядов. Наличие связи между гендерными стереотипами и Интернетом обнаружено только у женщин и только в случае квазисубъектного типа взаимодействия.
Ссылка для цитирования
Жизнь современного человека протекает в постоянном обмене
информацией между людьми и окружающей средой. С позиции экопсихологического
подхода к развитию психики, «… под информационной средой понимается
совокупность (или система) условий и влияний, обеспечивающих возможность
удовлетворения потребности человека в разного рода информационных
взаимодействиях с окружающей средой и с представляющими ее людьми
(субъектами)».
-
Грошев И.В. Рекламные технологии гендера //
Общественные науки и современность.2000.№ 4.С. 172–187. -
Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика
экологического сознания.М.: МПСИ, 1999.310 с. -
Дударева А. Рекламный образ.Мужчина и женщина.М.:
РИП-холдинг, 2003.222 с. -
Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология:
учеб.пособие.Красноярск, 2010.108 с. -
Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория
и практика.СПб.: Алетейя, 2004.408 с. -
Мдивани М.О. Метод исследования экопсихологических
взаимодействий человека с информационной средой // Акмеология.2017.№
1(61).С.59–65. -
Панов В.И. Информационная среда в контексте
экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки
[Электронный ресурс] // XII Международная научно-практическая конференция
«Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски» /
Под ред.Л.М.Митиной.М.: Издательство «Перо», 2016.С. 23– 27.URL:
http://www.pirao.ru/images/news/2016/08/XII-Vyzovy-i-Riski.pdf (дата обращения:
11.11.2016). -
Сабитова Г.В., Зубенко Н.Ю. Культурно- исторический
аспект определения гендерных стереотипов в психолого-педагогических
исследованиях // Общество: социология, психология, педагогика.2016.№
2.С.105–107. -
Сафронов Д.А. Предпочтения старшеклассников в
использовании ресурсов сети интернет: гендерный подход [Электронный ресурс] //
Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания».2009.№
3(4).С.77–79.URL: http://www.grani.vspu.ru/avtor/85 (дата обращения:
12.10.2016). -
Скорнякова С.С. Гендерные стереотипы в средствах
массовой коммуникации // Актуальные проблемы теории коммуникации:
сб.науч.трудов.СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.C.225–231. -
Соколова Е.А. Комплекс гендерных стереотипов в
медийном портрете женщины в местной прессе // Фундаментальные
исследования.2013.№ 1.С. 775–779. -
Соколова Е.А. Комплекс мужских стереотипных образов
в газете русского провинциального города [Электронный ресурс] // Научное
обозрение.Филологические науки.2014.№ 1.С.66–66.URL:
http://philology.science-review.ru/ru/article/view?id=98 (дата обращения:
04.12.2016). -
Ashmore R.D. The social Psycology of Female – male
relations: a critical analysis of central concepts.New York,
1986.Р.69–119. -
Basow S.A. Gender: stereotypes and roles.Pacific
Grove.CA: Brooks/Cole, 1992.447 p. -
Brown M.J., Gladstone N. Development of a Short
Version of the Gender Role Beliefs Scale // International Journal of Psychology
and Behavioral Sciences.2012.Vol.2.№ 5.Р.154–158.