Новости психологии

Структура школьного учебника как предмет научного исследования (на материале учебника нового типа по русскому языку)

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Граник Г.Г., доктор психологических наук, действительный член РАО, главный научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики (группа Г.Г. Граник) , ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, azernikov@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается в ретроспективном аспекте проблема структуры и функций учебника по русскому языку.Проведен критический анализ психологических и дидактических исследований в данной области.Выяснено, что, несмотря на значительное число работ, вопрос о научно обоснованной структуре учебника и его функциях практически не решен.Разработана и описана структура учебников нового типа, базирующаяся на систематизации и обобщении психодидактических знаний, фундаментальных и частных исследованиях авторов этих учебников.Представлены ключевые принципы созданного курса русского языка с 1-го по 9-й класс, построенного на синтаксической основе и не по замкнутым концентрам, как в существующих учебниках, а по расширяющейся спирали.Рассмотрены структурные компоненты учебника (теоретические лингвистические тексты, теоретические психолого-дидактические тексты, художественные и познавательные тексты заданий), которые направлены на формирование у школьников психологических механизмов грамотной устной и письменной речи, выработку у них приемов понимания художественного текста, пробуждения эмоций при его восприятии.Даны примеры построения некоторых структурных компонентов учебника.

Ссылка для цитирования

Создание школьного учебника волновало людей с давних
времен.Волнует эта проблема и сегодня, в уже наступивший XXI век все
возрастающих технических возможностей и информационных технологий.Какое место в
учебном процессе займет бумажный и/или электронный учебник, какой станет роль
учителя – эти и другие научные и практические проблемы еще ждут своего
решения.

  1. Бейлинсон В.Г.Арсенал образования: характеристика,
    подготовка, конструирование учебных изданий.М.: Книга, 1986.286 с.

  2. Бондаренко С.М.Пути формирования интереса к
    грамматической деятельности у школьников: автореф.дис.… канд.психол.наук.М.,
    1971.19 с.

  3. Буслаев Ф.И.О преподавании отечественного языка.Л.:
    Учпедгиз, 1941.248 с.

  4. Граник Г.Г. Проблемы нравственного воспитания
    школьников в учебниках нового типа // Русский язык в школе.2012.№
    11.С.14–20.

  5. Граник Г.Г.Психологическая модель процесса
    формирования пунктуационных умений: автореф.дис.… д-ра психол.наук.М., 1980.45
    с.

  6. Граник Г.Г. Психологические и лингвистические
    проблемы взаимоотношения школьных предметов «Русский язык» и «Литература» в
    учебниках нового типа // Вопросы психологии.2016.№ 4.С.66–78.

  7. Граник Г.Г.Психолого-дидактические основы учебников
    нового типа по курсу «Русская филология» // Мир психологии.2007.№ 2.С.167–
    180.№ 3.С.115–131.

  8. Граник Г.Г.Рассказы об ученых-лингвистах как один
    из структурных компонентов в учебниках по русскому языку // Русский язык в
    школе.2015.№ 12.С.3–7.

  9. Граник Г.Г., Бондаренко С.М.Секреты пунктуации.М.:
    Просвещение, 1987.128 с.

  10. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Воссоздающее
    воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам [Электронный
    ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2009.№ 1.URL:
    http://psyedu.ru/journal/2009/1/ Granik_Borisenko.phtml (дата обращения:
    15.08.2017).

  11. Граник Г.Г., Борисенко Н.А.Особенности построения
    учебников нового типа, позволяющих реализовать функцию общения // Русский язык
    в школе.2011.№ 5.С.3–7.

  12. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. и
    др.Синтаксис и пунктуация русского языка.Экспериментальный программированный
    учебник для III–IV классов / Под общ.ред.Г.Г.Граник.М.: Педагогика, 1970.375
    с.

  13. Жинкин Н.И.Психологические основы развития речи //
    В защиту живого слова / Сост.В.Я.Коровина.М.: Просвещение, 1966.С.5–26.

  14. Зуев Д.Д.Проблемы структуры школьного учебника //
    Проблемы школьного учебника.М.: Просвещение, 1974.Вып.1.С.28–46.

  15. Зуев Д.Д.Школьный учебник.М.: Педагогика, 1983.240
    с.

  16. Кантаровская О.З.Роль вариативности учебного
    материала в процессе формирования приемов умственной работы // Психологические
    проблемы построения школьных учебников / Под ред.Г.Г.Граник.М.: Просвещение,
    1979.С.136–149.

  17. Орлова А.М.Усвоение синтаксических понятий
    учащимися (Очерки).М.: Изд.АПН РСФСР, 1961.324 с.

  18. Психолого-дидактические основы создания учебников
    нового типа по русской филологии / Под науч.ред.Г.Г.Граник.М.; Обнинск,
    2007.200 с.

  19. Скаткин М.Н.Проблема учебника в советской дидактике
    // Справочные материалы для создателей учебной книги / Сост.В.Г.Бейлинсон.М.:
    Просвещение, 1991.С.222–267.

  20. Труды Первого съезда преподавателей русского языка в
    военно-учебных заведениях (22–31 дек.1903) / Под ред.секр.Съезда П.В.Петрова и
    при содействии В.М.Пушина, С.А.Переселенкова и Г.Т. Синюхаева.СПб., 1904.

  21. Ушинский К.Д.Избранные педагогические сочинения: в
    2 т.Т.1.М.: Педагогика, 1974.584 с.

  22. Шаповаленко С.Г.Учебник в системе средств обучения
    // Проблемы школьного учебника.Вып.4.М.: Просвещение, 1976.С.37–50.

 

%d такие блоггеры, как: