
Структура школьного учебника как предмет научного исследования (на материале учебника нового типа по русскому языку)
Аннотация
Рассматривается в ретроспективном аспекте проблема структуры и функций учебника по русскому языку.Проведен критический анализ психологических и дидактических исследований в данной области.Выяснено, что, несмотря на значительное число работ, вопрос о научно обоснованной структуре учебника и его функциях практически не решен.Разработана и описана структура учебников нового типа, базирующаяся на систематизации и обобщении психодидактических знаний, фундаментальных и частных исследованиях авторов этих учебников.Представлены ключевые принципы созданного курса русского языка с 1-го по 9-й класс, построенного на синтаксической основе и не по замкнутым концентрам, как в существующих учебниках, а по расширяющейся спирали.Рассмотрены структурные компоненты учебника (теоретические лингвистические тексты, теоретические психолого-дидактические тексты, художественные и познавательные тексты заданий), которые направлены на формирование у школьников психологических механизмов грамотной устной и письменной речи, выработку у них приемов понимания художественного текста, пробуждения эмоций при его восприятии.Даны примеры построения некоторых структурных компонентов учебника.
Ссылка для цитирования
Создание школьного учебника волновало людей с давних
времен.Волнует эта проблема и сегодня, в уже наступивший XXI век все
возрастающих технических возможностей и информационных технологий.Какое место в
учебном процессе займет бумажный и/или электронный учебник, какой станет роль
учителя – эти и другие научные и практические проблемы еще ждут своего
решения.
-
Бейлинсон В.Г.Арсенал образования: характеристика,
подготовка, конструирование учебных изданий.М.: Книга, 1986.286 с. -
Бондаренко С.М.Пути формирования интереса к
грамматической деятельности у школьников: автореф.дис.… канд.психол.наук.М.,
1971.19 с. -
Буслаев Ф.И.О преподавании отечественного языка.Л.:
Учпедгиз, 1941.248 с. -
Граник Г.Г. Проблемы нравственного воспитания
школьников в учебниках нового типа // Русский язык в школе.2012.№
11.С.14–20. -
Граник Г.Г.Психологическая модель процесса
формирования пунктуационных умений: автореф.дис.… д-ра психол.наук.М., 1980.45
с. -
Граник Г.Г. Психологические и лингвистические
проблемы взаимоотношения школьных предметов «Русский язык» и «Литература» в
учебниках нового типа // Вопросы психологии.2016.№ 4.С.66–78. -
Граник Г.Г.Психолого-дидактические основы учебников
нового типа по курсу «Русская филология» // Мир психологии.2007.№ 2.С.167–
180.№ 3.С.115–131. -
Граник Г.Г.Рассказы об ученых-лингвистах как один
из структурных компонентов в учебниках по русскому языку // Русский язык в
школе.2015.№ 12.С.3–7. -
Граник Г.Г., Бондаренко С.М.Секреты пунктуации.М.:
Просвещение, 1987.128 с. -
Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Воссоздающее
воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам [Электронный
ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2009.№ 1.URL:
http://psyedu.ru/journal/2009/1/ Granik_Borisenko.phtml (дата обращения:
15.08.2017). -
Граник Г.Г., Борисенко Н.А.Особенности построения
учебников нового типа, позволяющих реализовать функцию общения // Русский язык
в школе.2011.№ 5.С.3–7. -
Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. и
др.Синтаксис и пунктуация русского языка.Экспериментальный программированный
учебник для III–IV классов / Под общ.ред.Г.Г.Граник.М.: Педагогика, 1970.375
с. -
Жинкин Н.И.Психологические основы развития речи //
В защиту живого слова / Сост.В.Я.Коровина.М.: Просвещение, 1966.С.5–26. -
Зуев Д.Д.Проблемы структуры школьного учебника //
Проблемы школьного учебника.М.: Просвещение, 1974.Вып.1.С.28–46. -
Зуев Д.Д.Школьный учебник.М.: Педагогика, 1983.240
с. -
Кантаровская О.З.Роль вариативности учебного
материала в процессе формирования приемов умственной работы // Психологические
проблемы построения школьных учебников / Под ред.Г.Г.Граник.М.: Просвещение,
1979.С.136–149. -
Орлова А.М.Усвоение синтаксических понятий
учащимися (Очерки).М.: Изд.АПН РСФСР, 1961.324 с. -
Психолого-дидактические основы создания учебников
нового типа по русской филологии / Под науч.ред.Г.Г.Граник.М.; Обнинск,
2007.200 с. -
Скаткин М.Н.Проблема учебника в советской дидактике
// Справочные материалы для создателей учебной книги / Сост.В.Г.Бейлинсон.М.:
Просвещение, 1991.С.222–267. -
Труды Первого съезда преподавателей русского языка в
военно-учебных заведениях (22–31 дек.1903) / Под ред.секр.Съезда П.В.Петрова и
при содействии В.М.Пушина, С.А.Переселенкова и Г.Т. Синюхаева.СПб., 1904. -
Ушинский К.Д.Избранные педагогические сочинения: в
2 т.Т.1.М.: Педагогика, 1974.584 с. -
Шаповаленко С.Г.Учебник в системе средств обучения
// Проблемы школьного учебника.Вып.4.М.: Просвещение, 1976.С.37–50.