fbpx
Новости психологии

Способность к эмпатии качество интерперсональных отношений у подростков и молодежи

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Клименкова Е.Н., Педагог-психолог,Территориально Структурное Подразделение «Севастопольское», Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Образовательный комплекс «Юго-Запад», Москва, Россия, klimenkovaliza@gmail.com

Аннотация

Представлены результаты исследования связи эмпатии и качества интерперсональных отношений подростков и студентов. Интерперсональные отношения рассмотрены через типы привязанности: надежный, амбивалентный и избегающий. Сделан обзор исследований, посвященных изучению влияния привязанности на развитие эмпатии. Выборка: 169 человек, включающая учащихся школы, колледжа и вузов. Методики исследования: Индекс межличностной реактивности М. Дэвиса, тест привязанности С. Хезен и Ф. Шейвера. Результаты: показатели эмпатического дистресса у респондентов с надежным типом привязанности значимо ниже по сравнению с респондентами с амбивалентным и избегающим типами привязанности. Показатели эмпатической заботы и способности к децентрации при надежном типе не отличаются от двух других групп, но выше в группе с амбивалентным типом привязанности по сравнению с избегающим типом. Делается вывод о том, что избегание близости с другими людьми сопровождается менее выраженной эмпатией, чем стремление к близости и одновременный страх отвержения.

Ссылка для цитирования

Социальная дезадаптация широко распространена среди старших
подростков и студенческой молодежи, что тесно связано с низким качеством
интерперсональных отношений и малым размером социальной сети. Ключевым условием
социальной адаптации является надежная привязанность. Ряд зарубежных
исследований фиксирует наличие связи между эмпатией и привязанностью.

  1. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей
    младшего и среднего школьного возраста: автореф. дисс. … канд. психол. наук.
    М., 1977. 23 с.

  2. Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала
    личности: на материале исследования детей 7—8 лет: автореф. дисс. … канд.
    психол. наук. Краснодар, 2003. 22 с.

  3. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю.
    Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов //
    Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 99—110.

  4. Карягина Т.Д., Кухтова Н.В. Тест эмпатии М. Дэвиса:
    содержательная валидность и адаптация в межкультурном контексте //
    Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 33—61.
    doi:10.17759/ cpp.2016240403

  5. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в
    онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и
    психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126—137. doi:10.17759/cpp.2016240406

  6. Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор
    нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у
    студентов: дисс. … канд. психол. наук. М., 2013. 174 с.

  7. Смирнова Н.С. Интерперсональные отношения
    подростков из социально неблагополучных семей: дисс… канд. психол. наук. М.,
    2008. 225 с.

  8. Социальное познание как высшая психическая функция и его
    развитие в онтогенезе / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.: НЕОЛИТ, 2016. 312
    с.

  9. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития
    эмпатии у дошкольников: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1987. 24
    с.

  10. Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Способность к
    эмпатии в контексте проблемы субъектности // Консультативная психология и
    психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 75—93. doi:10.17759/cpp.2017250205

  11. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия
    расстройств аффективного спектра. М.: Изд. «МЕДПРАКТИКАМ», 2011. 480 с.

  12. Davis M. Measuring individual differences in
    empathy: Evidence for a multidimensional approach // Journal of Personality and
    Social Psychology. 1983. Vol. 44 (1). P. 113—126.
    doi:10.1037/0022-3514.44.1.113

  13. de Wied M., Branje S.J.T., Meeus W.H.J. Empathy and
    conflict resolution in friendship relations among adolescents // Aggressive
    Behavior. 2007. Vol. 33 (1). P. 48—55. doi:10.1002/ab.20166

  14. Hazan C., Shaver P.R. Romantic love conceptualized
    as an attachment process // Journal of Personality and Social Psychology. 1987.
    Vol. 52 (3). P. 511—524. doi:10.1037/0022-3514.52.3.511

  15. Kardos P., Leidner B., Pléh C.,
    Solt
    ész P., Unoka Z. Empathic people have more friends:
    Empathic abilities predict social network size and position in social network
    predicts empathic efforts // Social Networks. 2017. Vol. 50. P. 1—5.
    doi:10.1016/j. socnet.2017.01.004

  16. Mehrabian A., Ksionzky S. A theory of affiliation.
    Lexington, MA: D.C. Heath, 1974. 212 p.

  17. Mikulincer M., Shaver P.R. An attachment
    perspective on prosocial attitudes and behavior // The Oxford handbook of
    prosocial behavior / D.A. Schroeder, W.G. Graziano (eds.). New York, NY: Oxford
    University Press, 2015. P. 209—230.
    doi:10.1093/oxfordhb/9780195399813.001.0001

  18. Murphy T.P., Laible D.J., Augustine M., Robeson L.
    Attachment’s Links With Adolescents’ Social Emotions: The Roles of Negative
    Emotionality and Emotion Regulation // The Journal of Genetic Psychology. 2015.
    Vol. 176 (5). P. 315—329. doi:10.1080/00221325.2015.1072082

  19. Özyurt G., Pekcanlar A.A., Oztürk
    Y., Baykara B., Emiro
    ğlu N.İ. Evaluating
    emotional regulation in children with attention deficit and hyperactivity
    disorder and their mothers // Anatolian Journal of Psychiatry. 2016. Vol. 17
    (5). P. 393—402. doi:10.5455/apd.209277

  20. Shamay-Tsoory S., Harari H., Szepsenwol O., Levkovitz
    Y.
    Neuropsychological evidence of impaired cognitive empathy in euthymic
    bipolar disorder // The Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neurosciences.
    2009. Vol. 21 (1). P. 59—67. doi:10.1176/jnp.2009.21.1.59

  21. Stern J.A. Empathy in parents and children: Links
    to preschoolers’ attachment and aggression: Dissertation theses … Master of
    Arts. Maryland, 2016. 120 p.

  22. Yu G., Wang Y., Liu C. Improving Public Service
    Quality from a Developmental Perspective: Empathy, Attachment, and Gender
    Differences // Public Personnel Management. 2012. Vol. 41 (5). P. 9—20.
    doi:10.1177/009102601204100502

 

%d такие блоггеры, как: