Способность к эмпатии качество интерперсональных отношений у подростков и молодежи
Аннотация
Представлены результаты исследования связи эмпатии и качества интерперсональных отношений подростков и студентов. Интерперсональные отношения рассмотрены через типы привязанности: надежный, амбивалентный и избегающий. Сделан обзор исследований, посвященных изучению влияния привязанности на развитие эмпатии. Выборка: 169 человек, включающая учащихся школы, колледжа и вузов. Методики исследования: Индекс межличностной реактивности М. Дэвиса, тест привязанности С. Хезен и Ф. Шейвера. Результаты: показатели эмпатического дистресса у респондентов с надежным типом привязанности значимо ниже по сравнению с респондентами с амбивалентным и избегающим типами привязанности. Показатели эмпатической заботы и способности к децентрации при надежном типе не отличаются от двух других групп, но выше в группе с амбивалентным типом привязанности по сравнению с избегающим типом. Делается вывод о том, что избегание близости с другими людьми сопровождается менее выраженной эмпатией, чем стремление к близости и одновременный страх отвержения.
Ссылка для цитирования
Социальная дезадаптация широко распространена среди старших
подростков и студенческой молодежи, что тесно связано с низким качеством
интерперсональных отношений и малым размером социальной сети. Ключевым условием
социальной адаптации является надежная привязанность. Ряд зарубежных
исследований фиксирует наличие связи между эмпатией и привязанностью.
-
Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей
младшего и среднего школьного возраста: автореф. дисс. … канд. психол. наук.
М., 1977. 23 с. -
Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала
личности: на материале исследования детей 7—8 лет: автореф. дисс. … канд.
психол. наук. Краснодар, 2003. 22 с. -
Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю.
Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов //
Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 99—110. -
Карягина Т.Д., Кухтова Н.В. Тест эмпатии М. Дэвиса:
содержательная валидность и адаптация в межкультурном контексте //
Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 33—61.
doi:10.17759/ cpp.2016240403 -
Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в
онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и
психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126—137. doi:10.17759/cpp.2016240406 -
Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор
нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у
студентов: дисс. … канд. психол. наук. М., 2013. 174 с. -
Смирнова Н.С. Интерперсональные отношения
подростков из социально неблагополучных семей: дисс… канд. психол. наук. М.,
2008. 225 с. -
Социальное познание как высшая психическая функция и его
развитие в онтогенезе / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.: НЕОЛИТ, 2016. 312
с. -
Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития
эмпатии у дошкольников: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1987. 24
с. -
Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Способность к
эмпатии в контексте проблемы субъектности // Консультативная психология и
психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 75—93. doi:10.17759/cpp.2017250205 -
Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия
расстройств аффективного спектра. М.: Изд. «МЕДПРАКТИКАМ», 2011. 480 с. -
Davis M. Measuring individual differences in
empathy: Evidence for a multidimensional approach // Journal of Personality and
Social Psychology. 1983. Vol. 44 (1). P. 113—126.
doi:10.1037/0022-3514.44.1.113 -
de Wied M., Branje S.J.T., Meeus W.H.J. Empathy and
conflict resolution in friendship relations among adolescents // Aggressive
Behavior. 2007. Vol. 33 (1). P. 48—55. doi:10.1002/ab.20166 -
Hazan C., Shaver P.R. Romantic love conceptualized
as an attachment process // Journal of Personality and Social Psychology. 1987.
Vol. 52 (3). P. 511—524. doi:10.1037/0022-3514.52.3.511 -
Kardos P., Leidner B., Pléh C.,
Soltész P., Unoka Z. Empathic people have more friends:
Empathic abilities predict social network size and position in social network
predicts empathic efforts // Social Networks. 2017. Vol. 50. P. 1—5.
doi:10.1016/j. socnet.2017.01.004 -
Mehrabian A., Ksionzky S. A theory of affiliation.
Lexington, MA: D.C. Heath, 1974. 212 p. -
Mikulincer M., Shaver P.R. An attachment
perspective on prosocial attitudes and behavior // The Oxford handbook of
prosocial behavior / D.A. Schroeder, W.G. Graziano (eds.). New York, NY: Oxford
University Press, 2015. P. 209—230.
doi:10.1093/oxfordhb/9780195399813.001.0001 -
Murphy T.P., Laible D.J., Augustine M., Robeson L.
Attachment’s Links With Adolescents’ Social Emotions: The Roles of Negative
Emotionality and Emotion Regulation // The Journal of Genetic Psychology. 2015.
Vol. 176 (5). P. 315—329. doi:10.1080/00221325.2015.1072082 -
Özyurt G., Pekcanlar A.A., Oztürk
Y., Baykara B., Emiroğlu N.İ. Evaluating
emotional regulation in children with attention deficit and hyperactivity
disorder and their mothers // Anatolian Journal of Psychiatry. 2016. Vol. 17
(5). P. 393—402. doi:10.5455/apd.209277 -
Shamay-Tsoory S., Harari H., Szepsenwol O., Levkovitz
Y. Neuropsychological evidence of impaired cognitive empathy in euthymic
bipolar disorder // The Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neurosciences.
2009. Vol. 21 (1). P. 59—67. doi:10.1176/jnp.2009.21.1.59 -
Stern J.A. Empathy in parents and children: Links
to preschoolers’ attachment and aggression: Dissertation theses … Master of
Arts. Maryland, 2016. 120 p. -
Yu G., Wang Y., Liu C. Improving Public Service
Quality from a Developmental Perspective: Empathy, Attachment, and Gender
Differences // Public Personnel Management. 2012. Vol. 41 (5). P. 9—20.
doi:10.1177/009102601204100502
В помощь психологу, Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Семейная психология, Теория и методология | Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б.
Позиция в учебной деятельности и способность к эмпатии в подростковом и юношеском возрастах
В помощь психологу, Инклюзивное образование, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психолингвистика, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психотерапия и психокоррекция, Психофизиология, Социальная психология, Теория и методология, Экспериментальная психология | Коробейников И.А., Бабкина Н.В.
Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей