fbpx
Новости психологии

Специфика отношения учителей к учащимся с разным статусом в школьном классе

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Сачкова М.Е., доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, ФГБОУ ВО РАНХиГС, Москва, Россия, msachkova@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования отношения учителей общеобразовательных организаций к учащимся с разным статусом в школьном классе. Особое внимание уделено вопросу оценивания педагогами среднестатусных членов ученических групп. В исследовании применялся комплекс социально-психологических методик: параметрическая социометрия, аутосоциометрия, параметрическая референтометрия, аутореферентометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, «Техника репертуарных решеток» Дж. Келли (модифицированный вариант). Участниками исследования стали 126 учителей школ Москвы, преподающих в 5—11 классах с трудовым стажем от 3 до 38 лет. Установлено, что педагоги, в целом, адекватно оценивают статусную структуру школьного класса, однако слабо дифференцируют категорию среднестатусных учащихся. Обсуждаются также результаты исследования особенностей эмоционального отношения педагогов к учащимся в зависимости от их статуса в ученической группе.

Ссылка для цитирования

Проблему отношений между учителями и учащимися в
педагогической, возрастной и социальной психологии, безусловно, можно назвать
традиционной. К данному вопросу обращалось большое число как отечественных, так
и западных исследователей — педагогов и психологов. В трудах А.А.
Бодалева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной,
В.А. Кан-Калика, Г.А. Ковалева, Я.Л. Коломинского, М.Ю. Кондратьева,
А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, А.В. Петровского,
А.М. Прихожан, Р.Х. Шакурова, Р. Бернса, К. Роджерса и
многих других авторов была показана значимость изучения феномена
педагогического общения, а также выявлены факторы оптимизации взаимоотношений
педагогов и учеников.

  1. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и
    методические основы социально-психологического тренинга: учеб. пособие. Л.: ЛГУ
    , 1983. 103 с.

  2. Забродин Ю.М., Гаязова Л.А., Сергоманов
    П.А.
    Дифференцированные уровни квалификации педагога и структура
    профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование.
    2016. Т. 21. № 2. С. 59—65. doi: 10.17759/pse.2016210207

  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
    группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие. 2-е изд., доп. Мн.:
    ТетраСистемс, 2000. 432 c.

  4. Крушельницкая О.Б., Орлов В.А., Сачкова
    М.Е.
    Социальная психология образования как отрасль научного знания
    [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psiedu.ru. 2013. №
    2. С. 1—14. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61292.shtml (дата
    обращения: 16.10.2017).

  5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых
    образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. 304 c.

  6. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная
    педагогическая психология. СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999. 416 c.

  7. Сачкова М.Е. Среднестатусный учащийся:
    онтогенетический аспект анализа. М.: Янус-К, 2011. 160 с.

  8. Сачкова М.Е., Васькова О.В. Взаимосвязь статусной
    дифференциаии и сплоченности в ученических группах // Социальная психология и
    общество. 2013. № 1. С. 92—103.

  9. Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на
    процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в
    психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 148—167.

 

%d такие блоггеры, как: