Новости психологии

Сопровождение взросления людей, страдающих аутистическими расстройствами

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Костин И.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, Москва, Россия, kostin@ikp.email

Аннотация

Обосновывается желательность длительного психокоррекционного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и их семей, в том числе во взрослом возрасте. Вводится понятие благоприятной (развивающей) социальной среды для благополучного развития взрослого аутичного человека. Названы два важных направления психологической коррекции расстройств аутистического спектра начиная с младшего подросткового возраста: 1) формирование у аутичного человека навыков адекватного социального поведения; 2) помощь аутичному человеку в развитии понимания своего внутреннего мира, мира людей и отношений между ними. Кратко описана специфика каждого из этих направлений работы. Так, формирование необходимых социальных навыков связывается с выработкой «хороших привычек» (по С.Я. Рубинштейн) и с освоением социальных ролей; дается характеристика методов, используемых во втором из названных направлений, – беседы, ведения личного дневника, совместной проработки художественных текстов. Подчеркивается недопустимость сведения психологического сопровождения исключительно к выработке необходимых социальных навыков.

Ссылка для цитирования

Аутистические расстройства – это широкая группа нарушений
психического развития, затрагивающих самые разные его стороны: познавательное
развитие, эмоционально-волевое, личностное. Поэтому аутистические расстройства
относят к так называемым первазивным (проникающим) нарушениям. Поражает
полиморфность аутистических расстройств, парадоксальность их проявлений (в
частности, очень своеобразное соотношение достижений и трудностей),
разнородность аутистической популяции по уровню достигнутой адаптации и
речевого развития (среди специалистов-практиков распространена поговорка: «Если
вы знаете одного аутичного человека – это значит, что вы знаете … только этого
аутичного человека»).

  1. Грэндин Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт
    преодоления аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 1999. 228 c.

  2. Костин И.А. Организация неформального общения подростков и
    взрослых с последствиями детского аутизма [Электронный ресурс] // Альманах
    Института коррекционной педагогики. 2015. № 23. URL:
    http://alldef.ru/ru/articles/almanah-23/organizacziya-neformalnogo-obshheniya-podrostkov-i-vzroslyix-s-posledstviyamidetskogo-autizma
    (дата обращения: 30.05.2016).

  3. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный
    стандарт начального образования детей с нарушениями аутистического спектра
    [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2010. №
    14. URL:

    http://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/specialnyj-federalnyj-gosudarstvennyj-standartnachalnogo

    (дата обращения: 30.05.2016).

  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Коррекция детского аутизма
    как нарушения развития: содержание подхода [Электронный ресурс] // Альманах
    Института коррекционной педагогики. 2014. № 19. URL:
    http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/korrekcija-detskogoautizma-kak-narushenija
    (дата обращения: 30.05.2016).

  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный
    ребенок: пути помощи:1-е изд. М.: Теревинф, 1997. 342 c.

  6. Розенблюм С.А., Моисеева М.В. Обучение детей с
    расстройствами аутистического спектра в школе с углубленным изучением ряда
    предметов и гимназии (общие подходы и практический опыт) // Воспитание и
    обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 5. С. 29–35.

  7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
    М.: Просвещение, 1970. 198 с.

  8. Сакс О. Антрополог на Марсе. М.: АСТ, 2015. 384 с.

  9. Стюард Р. Независимость и безопасность: руководство для
    женщин, имеющих расстройства аутистического спектра. М.: Наш Солнечный Мир,
    2016. 376 с.

  10. Attwood T. Exploring Feelings: Cognitive Behavior Therapy
    to Manage Anxiety. Arlington, TX: Future Horizons Inc., 2004. 85 р.

 

%d такие блоггеры, как: