
Смысловые образования в структуре личности педагога по физической культуре и спорту
Финогентова С.О., старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, ФГБОУ ВО КНИТУ, Казань, Россия, helga-102@yandex.ru
Аннотация
Раскрываются особенности смысловых образований в структуре личности педагогов по физической культуре и спорта, работающих со студентами разных групп здоровья. В исследовании приняли участие 54 преподавателя кафедр физического воспитания и спорта двух казанских вузов в возрасте от 25 до 67 лет. Комплекс диагностических материалов состоял из двух методик: Методика изучения смысловых уровней личности педагога (М.Н. Миронова) и Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев). У обеих групп педагогов обнаружены достаточно высокие показатели по шкале «Готовность принять духовные ценности учащихся». Педагоги обладают большим развивающим потенциалом и проявляют стремление к наиболее полному раскрытию способностей обучающихся. Высокий уровень профессиональной компетентности характерен для почти 70% педагогов по физической культуре. На основе полученных данных разработаны программа повышения квалификации педагогов по физической культуре и спорту по специальности «Инновационные технологии в учебном процессе по физическому воспитанию» (18, 24, 36 и 72 акад. часов), а также программа «Избранные главы дисциплины Физическая культура», которые реализуются на факультете дополнительного образования по выбору студентов различных специальностей и направлений подготовки.
Ссылка для цитирования
В «Концепции модернизации российского образования на период
до 2020 года» социальные требования к системе образования сформулированы
следующим образом: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия;
способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью,
конструктивностью, также обладающие развитым чувством ответственности за судьбу
страны».
-
Безуглов Ю.И., Безуглова Л.П. Управление качеством
образования в учебном заведении: Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед.
ун-т, 2011. 133 с. -
Бикмухаметов Р.К. Здоровье педагога как образовательная
ценность // Теория и практика физической культуры. 1999. № 8. С. 18–19. -
Братусь Б.С. «Слово» и «дело»: к истории научных отношений
А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал. 2013.
№ 1. С. 18–24. -
Исаева Т.Е. Изменение роли преподавателя высшей школы в
современном обществе // Интеграция образования. 2003. № 1. С. 19–22. -
Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина.
М.: Издат. центр «Академия», 2007. 336 с. -
Кригер Е.Э. Компетентностный подход в научно-методическом
сопровождении профессионального здоровья педагога // Вестн. Томск. гос. пед.
ун-та. 2012. № 5. С. 72–75. -
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл,
2000. 16 с. -
Лифанов А.Д., Финогентова Л.А. К вопросу использования
мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов
// Вестник спортивной науки. 2015. № 3. С. 43-48. -
Миронова М.Н. Методика изучения смысловых уровней в
структуре личности педагога. Калуга: Принтер, 2000. 32 с. -
Науменко Ю.В. Психологические основания
здоровьеформирующего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука
и образование PSYEDU.ru. 2009. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2009/3/1324
(дата обращения: 10.09.2016). -
Пономарев Г.Н. Стратегия развития физической культуры в
условиях реализации ФГОС ВПО // Культура физическая и здоровье. 2012. № 4. С.
21–24. -
Потанина Л.Т. Исследование влияния средств
образно-символического мышления на развитие ценностно-смысловой сферы личности
старшего школьника // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки.
2013. № 3. C. 96–103. -
Сборник официальных документов и материалов Федерального
агентства по физической культуре и спорту. 2007. №12. 26 с. -
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.:
Издат. центр «Академия», 2002. 576 с. -
Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как
динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.