
Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе
Шамионов Р.М., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, shamionov@mail.ru
Голубева Н.М., ассистент, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, crape@live.ru
Аннотация
Рассматривается проблема определения роли рефлексии в процессе адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Предполагается наличие специфики рефлексии в зависимости от результата социально-психологической адаптации студентов в образовательной среде вуза. В исследовании приняли участие студенты в количестве 320 человек (средний возраст составил 24,1 года, SD=6,8; мужчин — 10,3%). Использованы стандартизированные методики: исследования адаптированности студентов в вузе (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова), диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева) и оригинальные шкалы для оценки рефлексивной деятельности. Показано, что рефлексивная деятельность и ситуативная, ретроспективная, перспективная рефлексия специфичны у студентов, хорошо адаптированных и с трудностями адаптации. Установлено, что в процессе адаптации к вузу важным является регуляция динамики рефлексивных образов, позволяющая сочетать необходимую для оперативного реагирования на изменения ситуации динамику и достаточную для осознания и создания мотивации стабильность и четкость.
Ссылка для цитирования
Высшее профессиональное учреждение предъявляет к современным
студентам требования самостоятельного и чрезвычайно динамичного освоения новых
компетенций, новых форм и способов их развития и саморазвития, новых способов
социальных взаимодействий. Особую значимость в исследуемом вопросе приобретает
умение рефлексировать, которое включено в число компетенций, обязательных для
овладения студентами высшей школы.
-
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.
Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. -
Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.:
Институт психологии РАН, 1994. 109 с. -
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.
2.Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. С. 6—361. -
Голубева Н.М. Рефлексия как адаптивный ресурс
личности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 14. С.
145—147. -
Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии
адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия:
Акмеология образования. Психология развития.2014. Т. 3. № 3. С. 259—263. -
Григорьева М.В., Семина А.В. Роль эмпатии в
процессе социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в
вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология
образования. Психология развития.2013. Т. 2. № 4 (8). С. 358—363. -
Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования
адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука
и образование psyedu.ru. 2010. № 2. URL:
http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml (дата обращения:
09.02.2014). -
Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство
и методика ее диагностики //Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С.
45—57. -
Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии.
М.: Институт психологии РАН, 2002. 304 с. -
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:
Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 330 с. -
Осницкий А.К. Определение характеристик социальной
адаптации // Психология и школа. 2004.№ 1.С. 43—56 -
Репьёва Н.Г. Проблема адаптации студентов первого
курса к обучению в вузе // Основные проблемы и направления воспитательной
работы в современном вузе. Барнаул: АлтГТУ , 2010. С. 275—277. -
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.:
Питер, 2000 720с. -
Самсонова А.О. Интеллектуальная рефлексия как
фактор адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности // Мир науки,
культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 67—69. -
Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология рефлексии:
проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31—41. -
Тарасова Л.Е. Взаимосвязь характеристик Я-концепции
старшеклассников и показателей адаптации к образовательной среде [Электронный
ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4.
URL:https://scienceeducation.ru/ru/issue/view?id=110
(дата обращения:10.02.2014). -
Терюшкова Ю.Ю. Восприятие отношений в группе как
фактор адаптации к вузу студентов с ограниченными возможностями здоровья
//Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4.С. 150—160. -
Giromini L., Velotti P., de Campora G., et al.
Cultural adaptation of the Difficulties in Emotion Regulation Scale:
Reliability and Validity of an Italian Version //Journal of clinical
psychology. 2012. Vol. 68 (9).P. 989—1007. DOI: 10.1002/jclp.21876
Published: SEP 2012 -
Greenfield Jr., William D., Hunter J. Working
(with/out) the system: Educational leadership, micropolitics and social justice
/ Ed.:Ryan, J; Armstrong, D.E. Issues in the Research Theory Policy and
Practice of Urban Education, 2016. P. 67—94. -
Liu K. Critical reflection as a framework for
transformative learning in teacher education // Educational review. 2015. Vol.
67 (2). P. 135—157. -
Shamionov R.M. Adaptational potential and
subjective well-being of comprehensive school graduates and first year students
of higher educational institutions // Procedia — Social and Behavioral
Sciences. 2014. Vol. 131. P. 51—56.__
В помощь психологу, Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психология образования, Психология труда, Семейная психология, Случай из практики, Социальная психология, Теория и методология | Будникова С.П.
Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога