Новости психологии

Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Григорьева М.В., доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, antongr89@mail.ru
Шамионов Р.М., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, shamionov@mail.ru
Голубева Н.М., ассистент, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, crape@live.ru

Аннотация

Рассматривается проблема определения роли рефлексии в процессе адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Предполагается наличие специфики рефлексии в зависимости от результата социально-психологической адаптации студентов в образовательной среде вуза. В исследовании приняли участие студенты в количестве 320 человек (средний возраст составил 24,1 года, SD=6,8; мужчин — 10,3%). Использованы стандартизированные методики: исследования адаптированности студентов в вузе (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова), диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева) и оригинальные шкалы для оценки рефлексивной деятельности. Показано, что рефлексивная деятельность и ситуативная, ретроспективная, перспективная рефлексия специфичны у студентов, хорошо адаптированных и с трудностями адаптации. Установлено, что в процессе адаптации к вузу важным является регуляция динамики рефлексивных образов, позволяющая сочетать необходимую для оперативного реагирования на изменения ситуации динамику и достаточную для осознания и создания мотивации стабильность и четкость.

Ссылка для цитирования

Высшее профессиональное учреждение предъявляет к современным
студентам требования самостоятельного и чрезвычайно динамичного освоения новых
компетенций, новых форм и способов их развития и саморазвития, новых способов
социальных взаимодействий. Особую значимость в исследуемом вопросе приобретает
умение рефлексировать, которое включено в число компетенций, обязательных для
овладения студентами высшей школы.

  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.
    Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

  2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.:
    Институт психологии РАН, 1994. 109 с.

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.
    2.Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. С. 6—361.

  4. Голубева Н.М. Рефлексия как адаптивный ресурс
    личности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 14. С.
    145—147.

  5. Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии
    адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия:
    Акмеология образования. Психология развития.2014. Т. 3. № 3. С. 259—263.

  6. Григорьева М.В., Семина А.В. Роль эмпатии в
    процессе социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в
    вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология
    образования. Психология развития.2013. Т. 2. № 4 (8). С. 358—363.

  7. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования
    адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука
    и образование psyedu.ru. 2010. № 2. URL:
    http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml (дата обращения:
    09.02.2014).

  8. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство
    и методика ее диагностики //Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С.
    45—57.

  9. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии.
    М.: Институт психологии РАН, 2002. 304 с.

  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:
    Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 330 с.

  11. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной
    адаптации // Психология и школа. 2004.№ 1.С. 43—56

  12. Репьёва Н.Г. Проблема адаптации студентов первого
    курса к обучению в вузе // Основные проблемы и направления воспитательной
    работы в современном вузе. Барнаул: АлтГТУ , 2010. С. 275—277.

  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.:
    Питер, 2000 720с.

  14. Самсонова А.О. Интеллектуальная рефлексия как
    фактор адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности // Мир науки,
    культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 67—69.

  15. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология рефлексии:
    проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31—41.

  16. Тарасова Л.Е. Взаимосвязь характеристик Я-концепции
    старшеклассников и показателей адаптации к образовательной среде [Электронный
    ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4.
    URL:https://scienceeducation.ru/ru/issue/view?id=110
    (дата обращения:10.02.2014).

  17. Терюшкова Ю.Ю. Восприятие отношений в группе как
    фактор адаптации к вузу студентов с ограниченными возможностями здоровья
    //Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4.С. 150—160.

  18. Giromini L., Velotti P., de Campora G., et al.
    Cultural adaptation of the Difficulties in Emotion Regulation Scale:
    Reliability and Validity of an Italian Version //Journal of clinical
    psychology. 2012. Vol. 68 (9).P. 989—1007. DOI: 10.1002/jclp.21876
    Published: SEP 2012

  19. Greenfield Jr., William D., Hunter J. Working
    (with/out) the system: Educational leadership, micropolitics and social justice
    / Ed.:Ryan, J; Armstrong, D.E. Issues in the Research Theory Policy and
    Practice of Urban Education, 2016. P. 67—94.

  20. Liu K. Critical reflection as a framework for
    transformative learning in teacher education // Educational review. 2015. Vol.
    67 (2). P. 135—157.

  21. Shamionov R.M. Adaptational potential and
    subjective well-being of comprehensive school graduates and first year students
    of higher educational institutions // Procedia — Social and Behavioral
    Sciences. 2014. Vol. 131. P. 51—56.__

 

%d такие блоггеры, как: