
Роль психологической культуры учителя в поддержке реализации стандартов общего образования
Лубовский Д.В., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой школьной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, lubovsky@yandex.ru
Аннотация
Статья посвящена роли психологической культуры учителя в поддержке реализации ФГОС основного общего образования.Авторы выделяют задачу формирования личностных образовательных результатов учащихся как требующую наиболее высокого уровня психологической культуры.При помощи анкеты, направленной на исследование потребностей учителей в повышении психологической компетентности, обследовано 69 педагогов, на основе полученных данных выделены приоритетные направления повышения психологической культуры учителей.Проанализирована связь профессионально важных качеств педагогов (коммуникативных и организаторских склонностей) и их представлений о возможности формирования личностных образовательных результатов учащихся.Показаны возможности формирования психологической культуры педагогов как системы средств, открывающих возможности выполнять требования современных образовательных стандартов, в том числе решать задачи формирования личностных образовательных результатов школьников.
Ссылка для цитирования
Изменения в системе современного школьного образования, связанные, прежде
всего, с введением Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС) и принятием нового профессионального стандарта педагога предъявляют к
учителю сложные тре бования, важнейшей частью которых являются требования к его
психологической культуре.Для поддержки реализации стандартов общего образования
крайне необходима помощь учителям в достижении высокого уровня психологической
культуры, который позволит им уверенно решать вставшие перед ними
профессиональные задачи.
-
Выготский Л.С. Собр.соч.: в 6 т.Т.3.Проблемы
развития психики.М.: Педагогика, 1983.368 с. -
Дубровина И.В.Психологическое благополучие
школьников в системе современного образования: учебю пособие.СПб.,
Нестор-История, 2016.180 с. -
Лубовский Д.В., Плесневич С.Г. Формирование
личностных образовательных результатов школьников в представлениях педагогов
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2017.№
1.С.66–74.doi:10.17759/psyedu.2017090107 (дата обращения: 10.09.2017). -
Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития
педагогического образования в РФ / Психологическая наука и
образование.2014.Т.19.№ 3.C.41–57. -
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека:
Парадигмы, проекции, практики: учеб.пособие для студ.психол.фак.вузов.М.:
Издательский центр «Академия», 2002.272 с. -
Певзнер Н.Ю. Психологическая культура педагога и
эффективность профессиональной деятельности:
автореф.дисс.канд.психол.наук.Казань, 2007.24 с. -
Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О
деятельностном содержании психолого- педагогической подготовки современного
учителя для новой школы // Культурно-историческая психология.2010.№
4.С.62–68.
Инклюзивное образование, Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках, Межкультурная коммуникация, Общая психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психология образования, Психология развития, Психология труда, Психофизиология, Семейная психология, Социальная психология, Теория и методология, Экспериментальная психология | Сачкова М.Е.
Специфика отношения учителей к учащимся с разным статусом в школьном классе