
Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов
Аннотация
Утверждается, что устранение разрыва между теоретическими знаниями, полученными молодыми педагогами во время обучения, и требуемой квалификационной характеристикой профессионала (описанной в профстандарте педагога) возможно в процессе профессиональных взаимодействий в рамках системы наставничества.Приводятся данные исследования роли института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов общеобразовательных организаций, полученные на основе анкетного опроса молодых и опытных педагогов, который был проведен в 6 регионах Российской Федерации (490 человек) в мае–июне 2016 г.Установлено следующее: более половины начинающих учителей, признавая возможность более опытных коллег научить их многому, в то же время отмечают, что последние «… часто не в курсе современных тенденций в педагогике», а индивидуальная помощь со стороны наставника не рассматривается ими в качестве предпочтительной формы профессионального развития.Приводятся данные опроса, показывающего, что в настоящее время для опытных учителей роль института наставничества в профессиональном становлении молодых коллег является более значимой, чем для самих начинающих педагогов.
Ссылка для цитирования
Экспертами в сфере развития образования признано, что в
современных условиях наиболее эффективная подготовка педагога к полноценной
самостоятельной деятельности возможна через организацию постдипломного
сопровождения профессионального развития молодого специалиста, повышение его
компетентности посредством взаимодействия с опытным педагогом
(наставником).
-
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной
педагогике.Екатеринбург, ГОУ ВПО УГТУ–УПИ, 2006.135 с. -
Круглова И.В. Наставничество в повышении
профессиональной компетентности молодого учителя // Народное образование.2007.№
9.С. 53– 59. -
Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития
педагогического образования в РФ // Психологическая наука и
образование.2014.Т.19.№ 3.С.41–57. -
Марголис А.А. Требования к модернизации основных
профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических
кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к
реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров //
Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.С.105–126. -
Наставничество как институт профессионального становления
молодых педагогов: описание системы работы / Н.Л. Лабунская, Н.П.Максимова,
В.И.Наумова, Е.П. Никонова.ГБОУ СПО Кузнецкий техникум сервиса и дизайна имени
В.А.Волкова.Новокузнецк: Изд-во «ГБОУ СПО КузТСиД», 2015.89 с. -
Непрокина И.В., Пчелинцева Т.С. Педагогическое
сопровождение профессиональной деятельности молодых педагогов в школе //
Педагогика современности.2015.№ 2.C.56–59. -
Пинская М.А., Пономарева А.А., Косарецкий С.Г.
Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы
образования.2016.№ 2.С.100–124. -
Российские учителя в свете исследовательских данных:
кол.моногр./ М.Л.Агранович и др.; Нац.исслед.ун-т Высшая школа экономики, Ин-т
образования; отв.ред.И.Д.Фрумин, В.А.Болотов, С.Г.Косарецкий, М.Карной.М.:
Изд.дом Высшей школы экономики, 2016.313 c. -
Светоносова Л.Г. Профессионализм как составляющая
педагогической культуры начинающего учителя // Вестник Шадринского
государственного педагогического института.2015.№ 2.С.49–54. -
Урмина И.А., Горелова Н.Н. Наставничество, его
значение в истории и современности // Социальная политика и социология.2010.№
7, С.85–94. -
Хамидулина Н.А.«Вхождение» в профессию учителя:
российский и зарубежный опыт // Сборники конференций НИЦ Социосфера.2014.№
12.С.53–55. -
Шарыгина Ю.Р. Наставничество в достижении
профессиональной компетентности молодого специалиста // Труд и социальные
отношения.2015.№ 5.C.101–113. -
Ambrosetti A., Dekkers J. The Interconnectedness of
the Roles of Mentors and Mentees in Pre-service Teacher Education Mentoring
Relationships [Электронный ресурс] // Australian Journal of Teacher
Education.2010.35(6).URL: http://dx.doi.org/10.14221/ ajte.2010v35n6.3 (дата
обращения: 13.12.2016). -
Athanases S.Z., Abrams J., Jack G., Johnson V., Kwock
S., Mccurdy J., SUZI Riley S., Totaro S. Curriculum for mentor development:
problems and promise in the work of new teacher induction leaders //
J.Curriculum Studies.2008.Vol.40.№ 6.Р.743–770. -
Beverly K., Sharon J.E. Love ‘Em or Lose Em:
Getting Good People to Stay.San Francisco: BerrettKoehler Publishers, Inc,
2005.117 р. -
DeCesare D., Workman S., & McClelland A. How do
school districts mentor new teachers? (REL 2016–125) [Электронный
ресурс].Washington, DC: U.S.Department of Education, Institute of Education
Sciences, National Center for Education Evaluation and Regional Assistance,
Regional Educational Laboratory Central, 2016.URL:
http://ies.ed.gov/ncee/edlabs (дата обращения: 03.11.2016). -
Fransson G. Mentors assessing mentees? An overview
and analyses of the mentorship role concerning newly qualified teachers //
European Journal of Teacher Education.November 2010.Vol. 33.№
4.Р.375–390. -
Gold, Y.Beginning teacher support // Handbook of
research in teacher education (2nd ed.) / J.Sikula, T. Buttery, E.Guyton
(Eds.).New York: Simon & Schuster Macmillan, 1999.458–594. -
Ingersoll R.M. Beginning teacher induction: WHAT
THE DATA TELL US Induction is an education reform whose time has come
[Электронный ресурс] // Phi Delta Kappan.2012.T.93.№ 8.Р 47–51.URL: http://
www.kappanmagazine.org/content/93/8/47 (дата обращения: 06.12.2016). -
Irby B.J., Boswell J. Historical Print Context of
the Term, “Mentoring” // Mentoring & Tutoring: Partnership in
Learning.2016.Vol.24 (1).Р.1–7.doi: 10.1080/13611267.2016.1170556 -
Korthagen, F.A.J. The gap between research and
practice revisited // Educational Research and
Evaluation.2007.Vol.13.P.303–310. -
Nasser-Abu Alhija, F., Fresko, B.Socialization of
new teachers: does induction matter? // Teaching & teacher
education.2010.Vol.26 (8).P.1592–1597. -
Rippon, J.H., Martin, M. What makes a good
induction supporter? // Teaching & teacher education.2006.Vol.22
(1).P.84–99. -
Rivkin, S.G., Hanushek, E.A., Kain, J.F. Teachers,
schools and academic achievement //
Econometrica.2005.Vol.73(2).P.417–458. -
Roberson, S. and Roberson, R. The role and practice
of the principal in developing novice first-year teachers // Clearing
house.2009.Vol.82 (3).P.113– 118. -
Schatz-Oppenheimer O. Being a mentor: novice
teachers’ mentors’ conceptions of mentoring prior to training // Professional
Development in Education.2016.doi: 10.1080/19415257.2016.1152591 -
Schmidt M. Mentoring and being mentored: the story
of a novice music teacher’s success // Teaching & Teacher
Education.2008.Vol.24.P.635–648. -
Seok K. and Berliner D.C.Characteristics of teacher
induction programs and turnover rates of beginning teachers // The teacher
educator.2012.Vol.47 (4).P. 268–282. -
Stanulis, R.N., Little, S., Wibbens, E. Intensive
mentoring that contributes to change in beginning elementary teachers’ learning
to lead classroom discussions // Teaching & teacher education.2012.Vol.
28.P.32–43. -
Trubowitz, S., Robins, P.M. The good teacher
mentor: setting the standard for support and success [Электронный ресурс].New
York, NY: Teachers College Press, 2003.URL: http://bookfi.net/ book/1130973
(дата обращения: 13.12.2016).