
Рефлексивный слой познавательных состояний
Юсупов М.Г., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Казань, Россия, yusmark@yandex.ru
Аннотация
В статье представлены результаты изучения рефлексивных характеристик познавательных состояний: значений и отношений состояний с мотивационными и ценностными характеристиками субъекта. В исследовании использовались методики анализа семантических пространств состояний: ассоциативный эксперимент и субъективное шкалирование, методики по изучению ценностей и отношений субъекта, настроения, метакогнитивной включенности и вовлеченности в учебный процесс. Результаты свидетельствуют, что семантические пространства большинства познавательных состояний близки между собой, доминирующими составляющими пространств познавательных состояний являются интеллектуально-когнитивные составляющие. Выявлена структура взаимосвязи мотивационных характеристик и познавательных состояний. Установлены связи терминальных ценностей (развития себя, духовного удовлетворения, ценности достижений, сохранения собственной индивидуальности) с познавательными состояниями.
Ссылка для цитирования
В своем фундаментальном труде «О психических состояниях
человека» (1964) Н.Д. Левитов приходит к заключению о необходимости выделения
состояний, связанных с процессом познания и познавательной сферы субъекта
(cognitive states), в целом – познавательных состояний. До настоящего
времени вопрос о содержании познавательных состояний, их структуре, функциях,
динамике, связях с другими психическими явлениями (процессами и свойствами), в
том числе и состояниями других классов, остается открытым.
-
Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания //
Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15–36. -
Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология
метакогнитивных процессов личности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 352 с. -
Карпушина Л.В., Сопов В.Ф. Морфологический тест
жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9–30. -
Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики
психических состояний, настроений и сферы чувств. СПб.: СПГУ, 2003. 350
с. -
Малошонок Н.Г. Вовлеченность студентов в учебный
процесс в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С.
37–44. -
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер,
2005. 480 с. -
Прохоров А.О. Семантические пространства
психических состояний. Дубна: Феникс+, 2002. 280 с. -
Прохоров А.О., Прохорова Д.А. Семантические
пространства психических состояний // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2.
С. 14–27. -
Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Познавательные состояния
в учебной деятельности студентов // Казанский социально-гуманитарный вестник.
2014. Т. 13. № 4. С. 98–109. -
Юсупов М.Г. Феноменология познавательных
психических состояний студентов // Образование и саморазвитие. 2014. Т. 41. №
3. С. 59–64. -
Blanchette I., Richards A. The influence of affect
on higher level cognition: A review of research on interpretation, judgement,
decision making and reasoning // Cognition and Emotion. 2010. Vol. 24. P.
561–595. -
Cowan P.A. Meta-thoughts on the role of
meta-emotion in children’s development: Comment on Gottman et al. (1996) //
Journal of Family Psychology. 1996. Vol. 10. P. 277–283. -
Grant A.M. Rethinking Psychological Mindedness:
Metacognition, Self–reflection, and Insight // Behavior Change. 2001. Vol. 18.
№ 1. P. 8–17. -
Izard C.E. The Psychology of Emotions. New York:
Plenum Press, 1991. 451 p. -
Oatley K, Parrott W.G., Smith C., Watts F.
Cognition and emotion over twenty-five years // Cognition and Emotion. 2011.
Vol. 25. P. 1341–1348. -
Prokhorov A.O., Chernov A.V., Yusupov M.G.
Cognitive states in educational activity of students: Structural–functional
aspect // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 1. P. 213–218. -
Prokhorov A.O., Yusupov M.G., Plokhikh V.V.
Cognitive States in the Process of Students Intellectual Activity // The New
Education Review. 2015. Vol. 41. № 3. P. 263–274. -
Storbeck J., Clore G.L. On the interdependence of
cognition and emotion // Cognition and Emotion. 2007. Vol. 21. P.
1212–1237. -
Thoe Ng K., Lay Y.F., Areepattamannil S., Treagust
D.F., Chandrasegaran A.L. Relationship between affect and achievement in
science and mathematics in Malaysia and Singapore // Research in Science &
Technological Education. 2012. Vol. 30. № 3. P. 225–237.