Рефлексивный слой познавательных состояний

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Прохоров А.О., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Казань, Россия, alprokhor1011@gmail.com
Юсупов М.Г., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Казань, Россия, yusmark@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены результаты изучения рефлексивных характеристик познавательных состояний: значений и отношений состояний с мотивационными и ценностными характеристиками субъекта. В исследовании использовались методики анализа семантических пространств состояний: ассоциативный эксперимент и субъективное шкалирование, методики по изучению ценностей и отношений субъекта, настроения, метакогнитивной включенности и вовлеченности в учебный процесс. Результаты свидетельствуют, что семантические пространства большинства познавательных состояний близки между собой, доминирующими составляющими пространств познавательных состояний являются интеллектуально-когнитивные составляющие. Выявлена структура взаимосвязи мотивационных характеристик и познавательных состояний. Установлены связи терминальных ценностей (развития себя, духовного удовлетворения, ценности достижений, сохранения собственной индивидуальности) с познавательными состояниями.

Ссылка для цитирования

В своем фундаментальном труде «О психических состояниях
человека» (1964) Н.Д. Левитов приходит к заключению о необходимости выделения
состояний, связанных с процессом познания и познавательной сферы субъекта
(cognitive states), в целом – познавательных состояний. До настоящего
времени вопрос о содержании познавательных состояний, их структуре, функциях,
динамике, связях с другими психическими явлениями (процессами и свойствами), в
том числе и состояниями других классов, остается открытым.

  1. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания //
    Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15–36.

  2. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология
    метакогнитивных процессов личности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 352 с.

  3. Карпушина Л.В., Сопов В.Ф. Морфологический тест
    жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9–30.

  4. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики
    психических состояний, настроений и сферы чувств. СПб.: СПГУ, 2003. 350
    с.

  5. Малошонок Н.Г. Вовлеченность студентов в учебный
    процесс в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С.
    37–44.

  6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер,
    2005. 480 с.

  7. Прохоров А.О. Семантические пространства
    психических состояний. Дубна: Феникс+, 2002. 280 с.

  8. Прохоров А.О., Прохорова Д.А. Семантические
    пространства психических состояний // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2.
    С. 14–27.

  9. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Познавательные состояния
    в учебной деятельности студентов // Казанский социально-гуманитарный вестник.
    2014. Т. 13. № 4. С. 98–109.

  10. Юсупов М.Г. Феноменология познавательных
    психических состояний студентов // Образование и саморазвитие. 2014. Т. 41. №
    3. С. 59–64.

  11. Blanchette I., Richards A. The influence of affect
    on higher level cognition: A review of research on interpretation, judgement,
    decision making and reasoning // Cognition and Emotion. 2010. Vol. 24. P.
    561–595.

  12. Cowan P.A. Meta-thoughts on the role of
    meta-emotion in children’s development: Comment on Gottman et al. (1996) //
    Journal of Family Psychology. 1996. Vol. 10. P. 277–283.

  13. Grant A.M. Rethinking Psychological Mindedness:
    Metacognition, Self–reflection, and Insight // Behavior Change. 2001. Vol. 18.
    № 1. P. 8–17.

  14. Izard C.E. The Psychology of Emotions. New York:
    Plenum Press, 1991. 451 p.

  15. Oatley K, Parrott W.G., Smith C., Watts F.
    Cognition and emotion over twenty-five years // Cognition and Emotion. 2011.
    Vol. 25. P. 1341–1348.

  16. Prokhorov A.O., Chernov A.V., Yusupov M.G.
    Cognitive states in educational activity of students: Structural–functional
    aspect // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 1. P. 213–218.

  17. Prokhorov A.O., Yusupov M.G., Plokhikh V.V.
    Cognitive States in the Process of Students Intellectual Activity // The New
    Education Review. 2015. Vol. 41. № 3. P. 263–274.

  18. Storbeck J., Clore G.L. On the interdependence of
    cognition and emotion // Cognition and Emotion. 2007. Vol. 21. P.
    1212–1237.

  19. Thoe Ng K., Lay Y.F., Areepattamannil S., Treagust
    D.F., Chandrasegaran A.L.
    Relationship between affect and achievement in
    science and mathematics in Malaysia and Singapore // Research in Science &
    Technological Education. 2012. Vol. 30. № 3. P. 225–237.

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: