Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index
РИНЦ

2016

1 место — направление «Психология»

1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469
журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор

2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Дубровина И.В., доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, профессор кафедры педагогической психологии факультета образования, ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, dubrovinaiv@mgppu.ru
Лубовский Д.В., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой школьной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, lubovsky@yandex.ru

Аннотация

Анализируется социальная ситуация развития детей и подростков в информационном обществе, характеризующемся изменениями условий социализации. На основе культурно-исторической и деятельностной теорий рассматриваются условия развития личности современных детей и подростков, препятствия в развитии общения и понимания ими другого человека, риски ухода в виртуальное пространство общения, примыкания к асоциальным группировкам, факторы, затрудняющие развитие понимания другого человека в условиях инклюзивного образования. Прослеживается значение формирования психологической культуры детей и подростков для их духовного развития и для противодействия рискам современного общества. Показана связь развития детей и подростков как «врастания в культуру» в ходе получения образования и формирования их психологической культуры. Сформулированы приоритетные направления работы по формированию психологической культуры обучающихся в связи с возрастными задачами развития в младшем школьном и подростковом возрастах. Развитие психологической культуры рассматривается как важнейшее средство поддержки реализации современных стандартов образования и как основа для психологического здоровья обучающихся.

Ссылка для цитирования

В современном обществе все активнее обсуждаются проблемы
наступающей информационной эпохи. В этих условиях безмерно расширяются
ментальные и физические возможности человека, что отражается и в сфере
образования. В связи с этими изменениями значительно усложняется социальная
ситуация развития детей и подростков.

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических
    функций // Выготский Л.С.Собр.соч.: В 6 т.Т.3.М.: Педагогика, 1983.368 с.

  2. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Выготский
    Л.С.Собр.соч.: В 6 т.Т.4.Детская психология.М.: Педагогика,
    1984.С.376—384.

  3. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под
    ред.В.В.Давыдова.М.: Педагогика, 1991.480 с.

  4. Гурина О.Д. Ксенофобские установки и личностные
    особенности подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] //
    Психология и право.2016.Т.6.№ 1.С.39—57.doi:10.17759/ psylaw.2016060105.

  5. Гурина О.Д., Дозорцева Е.Г. Ксенофобия и молодежный
    экстремизм: истоки и взаимосвязи [Электронный ресурс] //
    Психолого-педагогические исследования.2012.№ 2.URL: http://psyjournals.ru/
    psyedu_ru/2012/n2/53445.shtml (дата обращения: 06.12.2017).

  6. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения.М.: ИНТОР,
    1996.544 с.

  7. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского
    языка: Т.4: Р — v.М.: Русский язык, 1991.683 с.

  8. Дубровина И.В. Идеи Л.С.Выготского о содержании
    детской практической психологии [Электронный ресурс] //
    Психолого-педагогические исследования.2013.№ 3.URL:
    http://psyedu.ru/journal/2013/3/3432.phtml (дата обращения: 05.12.2017).

  9. Зинченко В.П. Страсть стать человеком [Беседа с
    д-ром психол.наук, акад.Рос.акад.образования В.П.Зинченко]; запись М.Хромченко
    // Семья и школа.2002.№ 4.С.2—5.

  10. Кон И.С. Дружба.Этико-психологический очерк.2-е
    изд.М.: Политиздат, 1987.256 с.

  11. Королева Д.О.Исследование повседневности
    современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая
    составляющая общения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная
    психология.2016.Т.5.№ 2.С.55—61.doi:10.17759/ jmfp.2016050207.

  12. Курбатова Т.Н., Васильева Р.С.Граффити: субкультура
    или вандализм [Электронный ресурс] // Психология и право.2013.№ 2.URL: http://
    psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61020.shtml (дата обращения:
    05.12.2017).

  13. Поливанова К.Н.Детство в меняющемся мире
    [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2016.Т.5.№
    2.С.5—10.doi: 10.17759/ jmfp.2016050201.

  14.  Прихожан А.М., Толстых Н.Н.Подросток в
    учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: Сб.статей/
    Под ред.Л.Ф. Обуховой, И.А.Корепановой.М., МГППУ, 2011.С.14—22.

  15. Пришвин М.М.Дорога к другу.Дневники.М.: Детская
    литература, 1982.175 с.

  16. Смирнова Н.С., Дворянчиков Н.В.Исследование
    манипулятивных стратегий воздействия, реализуемых тоталитарными сектами
    посредством сети Интернет [Электронный ресурс] // Психология и право.2015.Т.5.№
    2.С.16—40.doi:10.17759/ psylaw.2015100202.

  17. Сухомлинский В.А.О воспитании: Выдержки из
    работ.6-е изд.: М.: Политиздат, 1988.269 с.

  18. Сыроквашина К.В. Антисоциальное расстройство
    личности у подростков с делинквентным поведением (обзор зарубежной литературы)
    [Электронный ресурс] // Психология и право.2013.№ 4.URL: http://psyjournals.ru/
    psyandlaw/2013/n4/66208.shtml (дата обращения: 05.12.2017).

  19. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер.с англ.и
    нем.; общ.ред.Л.Я.Гозмана и Д.А. Леонтьева.М.: Прогресс, 1990.368 с.

  20. Холмогорова А.Б., Авакян Т.В., Клименкова Е.Н.,
    Малюкова Д.А.
    Общение в Интернете и социальная тревожность у подростков из
    разных социальных групп // Консультативная психология и
    психотерапия.2015.Т.23.№ 4.С.102—129.doi:10.17759/ cpp.2015230407.

  21. Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н.Общение в
    Интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс]
    // Психолого- педагогические исследования.2016.Т.8.№ 4.С.
    127—141.doi:10.17759/psyedu.2016080413.

  22. Ясная В.А. Искажения идентичности у подростков с
    отклоняющимся поведением [Электронный ресурс] // Психология и право.2013.№
    4.URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/ n4/66212.shtml (дата обращения:
    05.12.2017).

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: