Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов
Психологическая наука и образование
Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет
ISSN (печатная версия): 1814-2052
ISSN (online): 2311-7273
DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse
Издается с 1996 года
Периодичность: 6 выпусков в год
Доступ к электронным архивам: открытый
Рейтинг Science Index
РИНЦ
2016
1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»
16 место — общий рейтинг Science Index (3469
журналов)
3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор
Лубовский Д.В., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой школьной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, lubovsky@yandex.ru
Аннотация
Анализируется социальная ситуация развития детей и подростков в информационном обществе, характеризующемся изменениями условий социализации. На основе культурно-исторической и деятельностной теорий рассматриваются условия развития личности современных детей и подростков, препятствия в развитии общения и понимания ими другого человека, риски ухода в виртуальное пространство общения, примыкания к асоциальным группировкам, факторы, затрудняющие развитие понимания другого человека в условиях инклюзивного образования. Прослеживается значение формирования психологической культуры детей и подростков для их духовного развития и для противодействия рискам современного общества. Показана связь развития детей и подростков как «врастания в культуру» в ходе получения образования и формирования их психологической культуры. Сформулированы приоритетные направления работы по формированию психологической культуры обучающихся в связи с возрастными задачами развития в младшем школьном и подростковом возрастах. Развитие психологической культуры рассматривается как важнейшее средство поддержки реализации современных стандартов образования и как основа для психологического здоровья обучающихся.
Ссылка для цитирования
В современном обществе все активнее обсуждаются проблемы
наступающей информационной эпохи. В этих условиях безмерно расширяются
ментальные и физические возможности человека, что отражается и в сфере
образования. В связи с этими изменениями значительно усложняется социальная
ситуация развития детей и подростков.
-
Выготский Л.С. История развития высших психических
функций // Выготский Л.С.Собр.соч.: В 6 т.Т.3.М.: Педагогика, 1983.368 с. -
Выготский Л.С. Кризис семи лет // Выготский
Л.С.Собр.соч.: В 6 т.Т.4.Детская психология.М.: Педагогика,
1984.С.376—384. -
Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под
ред.В.В.Давыдова.М.: Педагогика, 1991.480 с. -
Гурина О.Д. Ксенофобские установки и личностные
особенности подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] //
Психология и право.2016.Т.6.№ 1.С.39—57.doi:10.17759/ psylaw.2016060105. -
Гурина О.Д., Дозорцева Е.Г. Ксенофобия и молодежный
экстремизм: истоки и взаимосвязи [Электронный ресурс] //
Психолого-педагогические исследования.2012.№ 2.URL: http://psyjournals.ru/
psyedu_ru/2012/n2/53445.shtml (дата обращения: 06.12.2017). -
Давыдов В.В.Теория развивающего обучения.М.: ИНТОР,
1996.544 с. -
Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского
языка: Т.4: Р — v.М.: Русский язык, 1991.683 с. -
Дубровина И.В. Идеи Л.С.Выготского о содержании
детской практической психологии [Электронный ресурс] //
Психолого-педагогические исследования.2013.№ 3.URL:
http://psyedu.ru/journal/2013/3/3432.phtml (дата обращения: 05.12.2017). -
Зинченко В.П. Страсть стать человеком [Беседа с
д-ром психол.наук, акад.Рос.акад.образования В.П.Зинченко]; запись М.Хромченко
// Семья и школа.2002.№ 4.С.2—5. -
Кон И.С. Дружба.Этико-психологический очерк.2-е
изд.М.: Политиздат, 1987.256 с. -
Королева Д.О.Исследование повседневности
современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая
составляющая общения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная
психология.2016.Т.5.№ 2.С.55—61.doi:10.17759/ jmfp.2016050207. -
Курбатова Т.Н., Васильева Р.С.Граффити: субкультура
или вандализм [Электронный ресурс] // Психология и право.2013.№ 2.URL: http://
psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61020.shtml (дата обращения:
05.12.2017). -
Поливанова К.Н.Детство в меняющемся мире
[Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2016.Т.5.№
2.С.5—10.doi: 10.17759/ jmfp.2016050201. -
Прихожан А.М., Толстых Н.Н.Подросток в
учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: Сб.статей/
Под ред.Л.Ф. Обуховой, И.А.Корепановой.М., МГППУ, 2011.С.14—22. -
Пришвин М.М.Дорога к другу.Дневники.М.: Детская
литература, 1982.175 с. -
Смирнова Н.С., Дворянчиков Н.В.Исследование
манипулятивных стратегий воздействия, реализуемых тоталитарными сектами
посредством сети Интернет [Электронный ресурс] // Психология и право.2015.Т.5.№
2.С.16—40.doi:10.17759/ psylaw.2015100202. -
Сухомлинский В.А.О воспитании: Выдержки из
работ.6-е изд.: М.: Политиздат, 1988.269 с. -
Сыроквашина К.В. Антисоциальное расстройство
личности у подростков с делинквентным поведением (обзор зарубежной литературы)
[Электронный ресурс] // Психология и право.2013.№ 4.URL: http://psyjournals.ru/
psyandlaw/2013/n4/66208.shtml (дата обращения: 05.12.2017). -
Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер.с англ.и
нем.; общ.ред.Л.Я.Гозмана и Д.А. Леонтьева.М.: Прогресс, 1990.368 с. -
Холмогорова А.Б., Авакян Т.В., Клименкова Е.Н.,
Малюкова Д.А. Общение в Интернете и социальная тревожность у подростков из
разных социальных групп // Консультативная психология и
психотерапия.2015.Т.23.№ 4.С.102—129.doi:10.17759/ cpp.2015230407. -
Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н.Общение в
Интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс]
// Психолого- педагогические исследования.2016.Т.8.№ 4.С.
127—141.doi:10.17759/psyedu.2016080413. -
Ясная В.А. Искажения идентичности у подростков с
отклоняющимся поведением [Электронный ресурс] // Психология и право.2013.№
4.URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/ n4/66212.shtml (дата обращения:
05.12.2017).
В помощь психологу, Межкультурная коммуникация, Нейропсихология, Обзоры зарубежной литературы, Общая психология, Организационная психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Семейная психология, Социальная психология, Теория и методология, Экспериментальная психология | Клименкова Е.Н.
Способность к эмпатии качество интерперсональных отношений у подростков и молодежи
В помощь психологу, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психология здоровья, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Семейная психология, Социальная психология, Философия, антропология, культура | Рубцов В.В., Семья Г.В., Шведовская А.А.
В помощь психологу, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Программные документы, Психология образования, Психология развития, Психология труда, Социальная психология, Теория и методология, Экспериментальная психология, Юридическая психология | Неумоева-Колчеданцева Е.В.
Развивающий потенциал профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов