Развернутость и семантическая структура высказываний умственно отсталых детей в разных коммуникативных условиях
Аннотация
В статье приводятся результаты анализа 120 связных устных высказываний детей с легкой умственной отсталостью. Описаны взаимосвязи между двумя семантическими характеристиками текстов (семантическая структура и коммуникативная развернутость) и коммуникативными условиями речепорождения. Показано, что к концу начальной школы умственно отсталые дети в большинстве случаев способны принять и выполнить задание, требующее порождения связного устного высказывания, однако тексты половины детей в содержательном плане воспринимаются как недостаточные для полноценной коммуникации. При усилении коммуникативной направленности речепорождения большинство умственно отсталых школьников можно побудить к порождению текстов, обладающих большей степенью развернутости и более сложной семантической структурой. Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что, изменяя ситуацию речепорождения, можно обнаружить такие условия, в которых семантические показатели текста умственно отсталых младших школьников улучшаются за счет включения мотивационных механизмов.
Ссылка для цитирования
На сегодняшний день отличия речевого развития умственно
отсталых детей от нормы, в частности, особенности недоразвития их связной речи,
всесторонне изучены и описаны в литературе (Л.С. Вавина, М.Ф. Гнездилов, Е.А.
Гордиенко, Л.В. Занков, С.Ю. Ильина, С.В. Комарова, Ю.А. Круглова, Р.И.
Лалаева, Л.Л. Логвинова, Р.К. Луцкина, Л.В. Матвеева, В.А. Озолайте, В.Г.
Петрова, М.И. Шишкова и др.). Выявлено, что для монологической речи данной
категории детей характерны замедленный темп формирования, неполноценность в
мотивационном, содержательном, языковом планах.
-
Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический
анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. 213 с. -
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2.
Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с. -
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5.
Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 377 с. -
Долгих Л.Ю. Влияние коммуникативной ситуации на
мотивацию речепорождения младших школьников с умственной отсталостью: дисс. …
канд. психол. наук. Иркутск, 2003. 215 с. -
Дридзе Т.М. Понятие и метод установления
содержательной структуры текста применительно к учебному тексту //
Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его
восприятия / Под ред. Ю.А. Жлуктенко, А.А. Леонтьева. Киев: Вища школа, 1979.
С. 92—99. -
Жинкин Н.И. Язык — речь — творчество: избр. труды.
М.: Лабиринт, 1998. 368 с. -
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения
говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. 160 с. -
Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых
учащихся 5—9 классов: Теоретико-экспериментальное исследование. СПб.: Каро,
2006. 240 с. -
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных
классах: кн. для логопеда. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. 224 с. -
Лалаева Р.И., Бойков Д.И. Особенности
семантического структурирования текста у школьников с умственной отсталостью и
задержкой психического развития // Дефектология. 1994. № 1. С. 6—10. -
Леонтьев А.А. Понятие текста в современной
лингвистике и психологии // Психолингвистическая и лингвистическая природа
текста и особенности его восприятия / Под ред Ю.А. Жлуктенко, А.А. Леонтьева.
Киев: Вища школа, 1979. С. 7—17. -
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл,
1997. 287 с. -
Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской.
Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 416 с. -
Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной
школы. М.: Педагогика, 1977. 200 с. -
Попова Л.В. Психолингвистические характеристики
устной речи младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № 4. С.
129—134.
Инновационные модели, Общая психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Экспериментальная психология | Цукерман Г.А., Обухова О.Л., Рябинина Л.А., Шибанова Н.А.
В помощь психологу, Математические методы в психологии и смежных науках, Междисциплинарные исследования, Межкультурная коммуникация, Психологическая диагностика, Психология религии, Социальная психология, Философия, антропология, культура, Экспериментальная психология, Этнопсихология | Галяпина В.Н., Хожиев Ж.Ж.