fbpx
Новости психологии

Развернутость и семантическая структура высказываний умственно отсталых детей в разных коммуникативных условиях

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Долгих Л.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практик специального обучения и воспитания факультета педагогики, Иркутский государственный университет (ФГБОУ ВПО ИГУ), Иркутск, Россия, LadaDolgih@yandex.ru

Аннотация

В статье приводятся результаты анализа 120 связных устных высказываний детей с легкой умственной отсталостью. Описаны взаимосвязи между двумя семантическими характеристиками текстов (семантическая структура и коммуникативная развернутость) и коммуникативными условиями речепорождения. Показано, что к концу начальной школы умственно отсталые дети в большинстве случаев способны принять и выполнить задание, требующее порождения связного устного высказывания, однако тексты половины детей в содержательном плане воспринимаются как недостаточные для полноценной коммуникации. При усилении коммуникативной направленности речепорождения большинство умственно отсталых школьников можно побудить к порождению текстов, обладающих большей степенью развернутости и более сложной семантической структурой. Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что, изменяя ситуацию речепорождения, можно обнаружить такие условия, в которых семантические показатели текста умственно отсталых младших школьников улучшаются за счет включения мотивационных механизмов.

Ссылка для цитирования

На сегодняшний день отличия речевого развития умственно
отсталых детей от нормы, в частности, особенности недоразвития их связной речи,
всесторонне изучены и описаны в литературе (Л.С. Вавина, М.Ф. Гнездилов, Е.А.
Гордиенко, Л.В. Занков, С.Ю. Ильина, С.В. Комарова, Ю.А. Круглова, Р.И.
Лалаева, Л.Л. Логвинова, Р.К. Луцкина, Л.В. Матвеева, В.А. Озолайте, В.Г.
Петрова, М.И. Шишкова и др.). Выявлено, что для монологической речи данной
категории детей характерны замедленный темп формирования, неполноценность в
мотивационном, содержательном, языковом планах.

  1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический
    анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. 213 с.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2.
    Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5.
    Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 377 с.

  4. Долгих Л.Ю. Влияние коммуникативной ситуации на
    мотивацию речепорождения младших школьников с умственной отсталостью: дисс. …
    канд. психол. наук. Иркутск, 2003. 215 с.

  5. Дридзе Т.М. Понятие и метод установления
    содержательной структуры текста применительно к учебному тексту //
    Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его
    восприятия / Под ред. Ю.А. Жлуктенко, А.А. Леонтьева. Киев: Вища школа, 1979.
    С. 92—99.

  6. Жинкин Н.И. Язык — речь — творчество: избр. труды.
    М.: Лабиринт, 1998. 368 с.

  7. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения
    говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. 160 с.

  8. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых
    учащихся 5—9 классов: Теоретико-экспериментальное исследование. СПб.: Каро,
    2006. 240 с.

  9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных
    классах: кн. для логопеда. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. 224 с.

  10. Лалаева Р.И., Бойков Д.И. Особенности
    семантического структурирования текста у школьников с умственной отсталостью и
    задержкой психического развития // Дефектология. 1994. № 1. С. 6—10.

  11. Леонтьев А.А. Понятие текста в современной
    лингвистике и психологии // Психолингвистическая и лингвистическая природа
    текста и особенности его восприятия / Под ред Ю.А. Жлуктенко, А.А. Леонтьева.
    Киев: Вища школа, 1979. С. 7—17.

  12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл,
    1997. 287 с.

  13. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской.
    Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 416 с.

  14. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной
    школы. М.: Педагогика, 1977. 200 с.

  15. Попова Л.В. Психолингвистические характеристики
    устной речи младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № 4. С.
    129—134.

 

%d такие блоггеры, как: