fbpx
Новости психологии

«Пятиминутка композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы начального музыкального образования

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Сороков Д.Г., кандидат психологических наук, кандидат физико-маетматических наук, профессор кафедры прикладной математики факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, marsor@mail.ru
Сорокова М.Г., доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры прикладной математики факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, marsor@mail.ru

Аннотация

Обосновывается необходимость разработки критериально-ориентированных диагностических инструментов для индивидуальной и групповой экспресс-диагностики широты музыкального кругозора учащихся для системы начального музыкального образования. Предложенная методика «Пятиминутка композиторов» позволяет за 5 минут получить данные о широте музыкального кругозора отдельного учащегося, целого класса и образовательной организации. Приводится полное описание методики и ее стандартизации: рассчитаны станайны по возрастным группам и соответствующие нормативные значения; статистически доказана дифференциальная валидность методики по факторам «пол», «этап образования», «возраст», «итоговая продуктивность». Приводятся результаты исследования, в котором установлено, что у девочек средний уровень продуктивности значимо выше; у учащихся 6-го и 7-го классов он значимо выше, чем с 3-го по 5-й класс; есть значимая прямая связь возраста и продуктивности воспроизведения; высокопродуктивные школьники опережают остальных по количеству воспроизведенных фамилий композиторов уже с первой минуты. Делаются выводы о возможностях применения методики для мониторинга динамики широты индивидуального музыкального кругозора учащихся, для критериально-ориентированного сравнительного анализа качества преподавания отдельных педагогов, качества музыкального образования отдельных классов и образовательных организаций.

Ссылка для цитирования

Персонализация дополнительного образования является
ценностным ориентиром, а разработка инструментов оценки достижений детей и
подростков, способствующих росту их познавательных интересов в общем и
дополнительном образовании — одна из основных задач, декларированных Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2020 года.

  1. Зак А.З., Сорокова М.Г. Оценка сформированности
    познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной
    школы (при решении сюжетно-логических задач) [Электронный ресурс] //
    Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т. 9. № 1.C. 1—14
    doi: 10.17759/psyedu.2017090101 URL:
    https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2017/n1/zak.shtml
    (дата обращения: 21.10.2017).

  2. Потемкина О.Ф. Методика оценки продуктивности
    вербальной памяти // Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф.
    Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии / Под ред.
    Ю.М. Забродина. М., 1990. С. 47.

  3. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 163 «Об
    утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания,
    структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
    общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и
    сроку обучения по этой программе» [Электронный ресурс] // URL:
    http://rulaws.ru/acts/
    Prikaz-Minkultury-Rossii-ot-12.03.2012-N-163/ (дата обращения:
    20.10.2017).

  4. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об
    утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный
    ресурс] // URL:
    http://www.consultant.ru/law/
    hotdocs/36940.html/ (дата обращения: 20.10.2017).

  5. Сороков Д.Г. Практикум по методам психологического
    исследования: учеб. пособие. М.: Изд-во МГАЛ П, 1996. С. 59—61.

  6. Сорокова М.Г. Математические методы в психологии:
    непараметрическая статистика. М.: МГППУ, 2011. 281 с.

  7. Сорокова М.Г. Методы математической статистики в
    психологии: Учеб. Пособие [Электронный ресурс]. Саарбрюкен: Palmarium Academic
    Publishing, 2014. 405 с. // Электронная библиотека МГППУ. URL:
    http://psychlib.ru/resource.
    php/pdf/documents/SMs-2014.pdf#page=1 (дата обращения: 20.10.2017).

  8. Стрихар О.И. Формирование музыкально-эстетического
    вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках
    музыки // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 423—425.

 

%d такие блоггеры, как: