Психологические аспекты влияния игровой виртуальной реальности на формирование образа Я у младших школьников

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Пахомова В.Г., ассистент кафедры глубинной психологии и психотерапии факультета психологии, Таврическая академия Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, Симферополь, Россия, planet-vi@mail.ru

Аннотация

Обсуждается проблема взаимодействия современного ребенка младшего школьного возраста с полем игровой виртуальной реальности, в контексте которой представлены результаты эмпирического исследования специфики влияния виртуальной игровой реальности на образ Я у младших школьников. Полученные данные позволили автору выделить различия в особенностях образа Я у младших школьников — активных и неактивных пользователей компьютерных игр. Установлено, что у активных пользователей ролевых компьютерных игр выявлены изменения в восприятии образа Я, выражающиеся в идентификации с компьютерными персонажами в соответствии с их индивидуально-психологическими характеристиками, тогда как для пользователей неролевых компьютерных игр такого рода идентификации не характерны. Обращается внимание на то, что младших школьников — неактивных пользователей компьютерных игр отличает позитивное самопринятие, отсутствие ощущения тревоги и покинутости, тогда как активных пользователей компьютерных игр младшего школьного возраста характеризуют неадекватная самооценка, ощущение тревоги, склонность к самореализации в поле игровой виртуальной реальности.

Ссылка для цитирования

Психологические исследования проблемы взаимодействия
субъекта с полем виртуальной реальности ведутся с начала 90-х гг. прошлого века
и с каждым годом их интенсивность растет. Вопросами изучения виртуальности
занимались такие известные ученые, как В.С. Бабенко, А.И. Воронов,
О.И. Генисаретский, Ф.И. Гиренок, Ю.П. Зинченко, Г.Я. Меньшикова,
Н.А. Носов и многие другие. Виртуальная реальность непосредственно сопряжена с
таким феноменом, как игра. Игровые универсалии всегда представляют собой
отражение присущей ей эпохи.

  1. Агибалова Н.И. Особенности компьютерной игровой
    зависимости среди подростков. М.: Молодой ученый, 2014. № 20. С. 547—549.

  2. Богомолова Е.И. Личностная идентичность в условиях
    виртуализации бытия // Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 2. С.
    104—119.

  3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Перевод с
    франц. О.А. Печенкина. Тула, 2013. 204 с.

  4. Белозеров С.А. Виртуальные миры: анализ содержания
    психологических эффектов аватар- опосредованной деятельности [Электронный
    ресурс] // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. URL:
    http://psyjournals.ru/exp/2015/n1/75584.
    shtml (дата обращения: 01.10.2015).

  5. Войскунский А.Е., Аветисова А.А. Традиционные и
    современные исследования игрового поведения [Электронный ресурс] // Методология
    и история психологии. 2009. № 4. URL:
    http://psyjournals.
    ru/mip/2009/n4/43738.shtml (дата обращения: 01.10.2015).

  6. Воронов А.И. Философский анализ понятия
    «виртуальная реальность»: дисс. … канд. филос. наук. СПб., 1999. 197 с.

  7. Выготский Л.С. Из записок конспекта
    Л.С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста //
    Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

  8. Гиренюк Ф.И. Симуляция и символ: вокруг Ж. Д
    елеза // Социо-Логос постмодернизма. Альманах Российско-французского центра
    социологических исследования Института социологии РАН. М.: Институт
    экспериментальной социологии, 1996. С. 223.

  9. Демильханова А.М. Влияние виртуальной реальности на
    образ Я: на примере ролевых компьютерных игр: автореф. дисс. … канд. психол.
    наук. Ярославль, 2009. 24 с.

  10. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов
    А.Ш.
    Психологические последствия развития информационных технологий //
    Национальный психологический журнал. 2012. №1. С. 81—87.

  11. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения
    задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный
    ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL:
    http://psyedu.ru/journal/2014/1/Jilinskaya.phtml (дата обращения:
    18.09.2015).

  12. Иванов М.С. Психология самореализации личности в
    компьютерной игровой деятельности. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. 152
    с.

  13. Коваль Т.В. Особенности межличностных
    взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной
    зависимости [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
    psyedu.ru. 2012. №4. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3149.phtml (дата
    обращения: 21.09.2015).

  14. Колотилова И.В. Индивидуально-психологические
    характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: автореф.
    дисс. … канд. психол. наук. М., 2009. 234 с.

  15. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия
    аддиктивного поведения у подростков. М.: Просвещение; АСТ , 1998. 462 с.

  16. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа.
    Семинары: Книга XI (1964) / Пер. с фр. А. Черноглазова. М.: Гнозис, 2004. 304
    с.

  17. Липков А.И. Ящик Пандоры: феномен компьютерных игр
    в мире и в России. М.: ЛКИ, 2008.132 с.

  18. Носов Н.А. Психология виртуальных реальностей //
    Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 91—99.

  19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика:
    методики и тесты. Самара: БАХ РАХ -М, 2001. 672 с.

  20. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. СПб.: Питер,
    2000. 712 с.

  21. Тендрякова М.В. Старые и новые лики игры: игровая
    специфика виртуального пространства [Электронный ресурс] //
    Культурно-историческая психология. 2008. № 2. URL:
    http://psyjournals.ru/
    kip/2008/n2/Tendryakova.shtml (дата обращения: 01.10.2015).

  22. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация
    Т.В. Румянцевой) // Психологическое консультирование: диагностика отношений в
    паре / Под ред. Т.В. Румянцевой. СПб.: Питер, 2006. С. 82—103.

  23. Трафимчик Ж.И. Образы «Я» как подструктуры
    Я-концепции у молодых людей с игровой компьютерной зависимостью [Электронный
    ресурс] // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
    2009. URL: http:// psyjournals.ru/psytel2009/issue/40809_full.shtml (дата
    обращения: 01.10.2015).

  24. Хайбулина Э.И. Информационная безопасность личности
    в виртуальном пространстве эпохи постмодерна // Известия Южного федерального
    университета. Технические науки. 2012. № 11. С. 159—164.

  25. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная
    техника и ее применение. № 3. М.: МГУ , 2008.

  26. Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об
    отношении к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент. М.:
    Педагогика, 1982. С. 108—114.

  27. Янг К. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир
    Интернет. 2000. № 2. С. 24—29.

  28. Zinchenko Yu.P., Menshikova G.Ya., Bayakovskii
    Yu.M., Chernorizov A.M., Voiskunsky A.E.
    Virtual reality technology in the
    context of world and national psychology: methodological aspects, achievements
    and prospects // National Psychological Journal. 2010. Vol. 1. № 3. Р.
    54—62

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: