
Психологические аспекты влияния игровой виртуальной реальности на формирование образа Я у младших школьников
Аннотация
Обсуждается проблема взаимодействия современного ребенка младшего школьного возраста с полем игровой виртуальной реальности, в контексте которой представлены результаты эмпирического исследования специфики влияния виртуальной игровой реальности на образ Я у младших школьников. Полученные данные позволили автору выделить различия в особенностях образа Я у младших школьников — активных и неактивных пользователей компьютерных игр. Установлено, что у активных пользователей ролевых компьютерных игр выявлены изменения в восприятии образа Я, выражающиеся в идентификации с компьютерными персонажами в соответствии с их индивидуально-психологическими характеристиками, тогда как для пользователей неролевых компьютерных игр такого рода идентификации не характерны. Обращается внимание на то, что младших школьников — неактивных пользователей компьютерных игр отличает позитивное самопринятие, отсутствие ощущения тревоги и покинутости, тогда как активных пользователей компьютерных игр младшего школьного возраста характеризуют неадекватная самооценка, ощущение тревоги, склонность к самореализации в поле игровой виртуальной реальности.
Ссылка для цитирования
Психологические исследования проблемы взаимодействия
субъекта с полем виртуальной реальности ведутся с начала 90-х гг. прошлого века
и с каждым годом их интенсивность растет. Вопросами изучения виртуальности
занимались такие известные ученые, как В.С. Бабенко, А.И. Воронов,
О.И. Генисаретский, Ф.И. Гиренок, Ю.П. Зинченко, Г.Я. Меньшикова,
Н.А. Носов и многие другие. Виртуальная реальность непосредственно сопряжена с
таким феноменом, как игра. Игровые универсалии всегда представляют собой
отражение присущей ей эпохи.
-
Агибалова Н.И. Особенности компьютерной игровой
зависимости среди подростков. М.: Молодой ученый, 2014. № 20. С. 547—549. -
Богомолова Е.И. Личностная идентичность в условиях
виртуализации бытия // Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 2. С.
104—119. -
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Перевод с
франц. О.А. Печенкина. Тула, 2013. 204 с. -
Белозеров С.А. Виртуальные миры: анализ содержания
психологических эффектов аватар- опосредованной деятельности [Электронный
ресурс] // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. URL:
http://psyjournals.ru/exp/2015/n1/75584.
shtml (дата обращения: 01.10.2015). -
Войскунский А.Е., Аветисова А.А. Традиционные и
современные исследования игрового поведения [Электронный ресурс] // Методология
и история психологии. 2009. № 4. URL:
http://psyjournals.
ru/mip/2009/n4/43738.shtml (дата обращения: 01.10.2015). -
Воронов А.И. Философский анализ понятия
«виртуальная реальность»: дисс. … канд. филос. наук. СПб., 1999. 197 с. -
Выготский Л.С. Из записок конспекта
Л.С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста //
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. -
Гиренюк Ф.И. Симуляция и символ: вокруг Ж. Д
елеза // Социо-Логос постмодернизма. Альманах Российско-французского центра
социологических исследования Института социологии РАН. М.: Институт
экспериментальной социологии, 1996. С. 223. -
Демильханова А.М. Влияние виртуальной реальности на
образ Я: на примере ролевых компьютерных игр: автореф. дисс. … канд. психол.
наук. Ярославль, 2009. 24 с. -
Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов
А.Ш.Психологические последствия развития информационных технологий //
Национальный психологический журнал. 2012. №1. С. 81—87. -
Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения
задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный
ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL:
http://psyedu.ru/journal/2014/1/Jilinskaya.phtml (дата обращения:
18.09.2015). -
Иванов М.С. Психология самореализации личности в
компьютерной игровой деятельности. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. 152
с. -
Коваль Т.В. Особенности межличностных
взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной
зависимости [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
psyedu.ru. 2012. №4. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3149.phtml (дата
обращения: 21.09.2015). -
Колотилова И.В. Индивидуально-психологические
характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: автореф.
дисс. … канд. психол. наук. М., 2009. 234 с. -
Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия
аддиктивного поведения у подростков. М.: Просвещение; АСТ , 1998. 462 с. -
Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа.
Семинары: Книга XI (1964) / Пер. с фр. А. Черноглазова. М.: Гнозис, 2004. 304
с. -
Липков А.И. Ящик Пандоры: феномен компьютерных игр
в мире и в России. М.: ЛКИ, 2008.132 с. -
Носов Н.А. Психология виртуальных реальностей //
Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 91—99. -
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика:
методики и тесты. Самара: БАХ РАХ -М, 2001. 672 с. -
Рубинштейн С.Л. Основы психологии. СПб.: Питер,
2000. 712 с. -
Тендрякова М.В. Старые и новые лики игры: игровая
специфика виртуального пространства [Электронный ресурс] //
Культурно-историческая психология. 2008. № 2. URL:
http://psyjournals.ru/
kip/2008/n2/Tendryakova.shtml (дата обращения: 01.10.2015). -
Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация
Т.В. Румянцевой) // Психологическое консультирование: диагностика отношений в
паре / Под ред. Т.В. Румянцевой. СПб.: Питер, 2006. С. 82—103. -
Трафимчик Ж.И. Образы «Я» как подструктуры
Я-концепции у молодых людей с игровой компьютерной зависимостью [Электронный
ресурс] // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
2009. URL: http:// psyjournals.ru/psytel2009/issue/40809_full.shtml (дата
обращения: 01.10.2015). -
Хайбулина Э.И. Информационная безопасность личности
в виртуальном пространстве эпохи постмодерна // Известия Южного федерального
университета. Технические науки. 2012. № 11. С. 159—164. -
Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная
техника и ее применение. № 3. М.: МГУ , 2008. -
Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об
отношении к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент. М.:
Педагогика, 1982. С. 108—114. -
Янг К. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир
Интернет. 2000. № 2. С. 24—29. -
Zinchenko Yu.P., Menshikova G.Ya., Bayakovskii
Yu.M., Chernorizov A.M., Voiskunsky A.E. Virtual reality technology in the
context of world and national psychology: methodological aspects, achievements
and prospects // National Psychological Journal. 2010. Vol. 1. № 3. Р.
54—62
В помощь психологу, Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психология образования, Психология труда, Семейная психология, Случай из практики, Социальная психология, Теория и методология | Будникова С.П.
Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога