
Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов
Минюрова С.А., доктор психологических наук, первый проректор – проректор по учебной работе, заведующая кафедрой общей психологии Института психологии, Уральский государственный педагогический университет , Екатеринбург, Россия, minyurova@uspu.ru
Аннотация
Рассматривается отношение педагога к своей профессии. Отмечается, что оно выражается как в профессиональной приверженности, так и в профессиональном маргинализме, доминирование которого может деструктивно сказываться на развитии учащегося и личности педагога. Поднимаются вопросы, связанные с содержанием личностной позиции маргинала и степенью распространения маргинализма среди педагогов, выделение которого предполагалось в ходе изучения профессиональной приверженности. В исследовании использовался «Опросник профессиональной приверженности», который заполняли 80 педагогов средних общеобразовательных учреждений Свердловской области в возрасте от 21 до 62 лет, со стажем до 39 лет. Обработка результатов показала, что в отдельный фактор объединились переменные, отражающие отрицательное эмоциональное отношение к профессии и нежелание уходить из нее. Отмечается, что доля дисперсии фактора составила 12,5%, а факторные нагрузки распределились в диапазоне от 0,41 до 0,84. Полученные результаты показывают, что содержание профессионального маргинализма педагогов включает неудовлетворенность работой, чувство неприязни к профессии и нежелание покидать профессию.
Ссылка для цитирования
Изучение отношения педагога к своей профессии является на
сегодняшний день той проблемой, внимание к которой определяется, с одной
стороны, требованиями профессионального стандарта, а с другой стороны,
вопросами, связанными с содержанием такого рода отношения — мотивацией в
профессиональной сфере, профессиональным развитием, профессиональными
ценностями и т. д.
-
Дементий Л.И. Проблемы профессиональной
идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии //
Известия Алтайского государственного университета. Серия: «Педагогика и
психология». 2009. № 2. С. 48—53. -
Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и
маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал.
2001. Т. 22. № 4. С. 51—59. -
Калашников А.И. О динамике профессиональной
приверженности школьных учителей // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент. 2016. № 1. С. 30—34. -
Минюрова С.А. Профессиональный маргинализм в сфере
высшего образования // Психологические проблемы развития и существования
человека в современном мире / Под, ред. С.А. Минюровой. Екатеринбург: Урал.
гос. пед. ун-т, 2004. С. 128—134. -
Минюрова С.А. Калашников А.И. Опросник
профессиональной приверженности // Вопросы психологии. 2017. № 1. С.
159—166. -
Минюрова С.А., Калашников А.И. Разработка методики
диагностики профессиональной приверженности: определение содержания феномена //
Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 5. С. 35—41. -
Чарина Е.В., Алексеенко М.О. Личностные особенности
и проявления профессионального маргинализма [Электронный ресурс] // Материалы
X международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы
психологии» (г. Краснодар, 5 мая 2016 г.). Краснодар: НИЦ «Априори», 2016. С.
1—8. URL:
http://www.apriorinauka.ru/electronic-arc/Aktualnye-voprosy-psihologii/
id/222 (дата обращения: 07.04.2017). -
Усачева И.А. Экспериментальное исследование
профессиональных деструкций педагога // Вестник Университета (Государственный
университет управления). Раздел IV. Педагогика, психология, социология,
философия. 2014. № 3. С. 271—273. -
Bagraim J. The Dimensionality of professional
commitment // SA Journal of Industrial Psychology. 2003. Vol. 29(2). Р. 6—9.
doi: 10.4102/sajip.v29i2.104 -
Meyer J. et al. Commitment to organizations and
occupations: extension and test of a three component conceptualization //
Journal of Applied Psychology. 1993. Vol. 78 (4). Р. 538—551. doi:
10.1037/0021-9010.78.4.538
В помощь психологу, Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психология образования, Психология труда, Семейная психология, Случай из практики, Социальная психология, Теория и методология | Будникова С.П.
Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога