fbpx
Новости психологии

Применение количественного анализа для исследования семантического компонента слова

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Григорьев А.А., доктор философских наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, Института психологии РАН, Москва, Россия, andrey4002775@yandex.ru
Ушакова Т.Н., доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, академик РАО, Институт психологии РАН, Москва, Россия, tn.ushakova@gmail.com

Аннотация

В статье изучаются возможности количественной оценки элементов семантического состава слова. В качестве исходных данных используются материалы словаря ассоциативных реакций школьников 7—18 лет (Гольдин и др., 2011). Анализируются ассоциативные поля десяти стимульных слов, пять из которых имеют позитивную коннотацию, а пять — негативную. В ассоциативном поле каждого слова-стимула прослеживаются различные стороны семантического состава слова: знание о мире, о языке, аффективные коннотации слова. На основе частотности использования семантических элементов слова оценивалась статистическая значимость различий между позитивами и негативами и между возрастными группами. Выявлены статистически достоверные различия по ряду показателей. Позитивные стимулы значимо чаще вызывали реакцию отказа и значимо реже — синонимическую реакцию. С возрастом снижается доля отказов, частотность ассоциаций, являющихся грамматическими модификациями стимульных слов и частотность «созвучных» ассоциаций; увеличивается частотность синонимических ассоциаций. Рассмотрена возрастная динамика данных четырех показателей по каждому стимульному слову.

Ссылка для цитирования

Одной из проблем, исследуемых сейчас в психологии речи и
психолингвистике, является проблема слова — его структуры, природы
семантического компонента, его роли в коммуникации человека. Корень трудностей,
связанных с анализом этой проблемы, состоит в том, что каждое слово имеет
двойственную природу.

  1. Гольдин В.Е. К типологии возрастной динамики
    ассоциативных полей // Язык, сознание, культура. Сборник статей / Под ред. Н.В.
    Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. М.; Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. С.
    165—173.

  2. Гольдин В.Е., Мартьянов А. О., Сдобнова А.П.
    (ред.). Русский ассоциативный словарь. Ассоциативные реакции школьников I—ХI
    классов. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2011.

  3. Горошко Е.И. Изучение вербальных ассоциаций на
    цвета // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н.В.
    Уфимцева. М., 2000. С. 291—312.

  4. Григорьев А.А. Репрезентация лексических категорий
    в сознании носителя языка. М.: Институт языкознания РАН, 2004. 180
    с.

  5. Григорьев А.А., Кленская М.С. Проблемы
    количественного анализа в сопоставительных исследованиях ассоциативных полей //
    Языковое сознание и образ мира. / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. Сборник статей. М.,
    2000. С. 313—318.

  6. Долинский В.А. Из истории изучения вербальных
    ассоциаций // Вестник Московского государственного лингвистического
    университета. 2011. № 619. С. 43—56.

  7. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека.
    Психолингвистическое исследование. Воронеж: Воронежский университет, 1990. 205
    с.

  8. Караулов Ю.Н. Типы коммуникативного поведения
    носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента // Этнокультурная
    специфика языкового сознания. Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. М.,
    2003. Изд. 2-е. 256 с.

  9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.:
    Политиздат. 1975. 304 с.

  10. Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового
    значения // Вопросы психолингвистики. 2011. № 13. С. 8—29.

  11. Миронова Н.И. Семантический анализ ассоциативного
    поля // Вопросы психолингвистики. 2016. № 28. С. 192—201.

  12. Сдобнова А.П. Лексикон школьника как динамическая
    система. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 248 с.

  13. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс,
    1976. 336 с.

  14. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность.
    М.: Институт языкознания РАН, 2011. 252 с.

  15. Ушакова Т.Н. Рождение слова. Проблемы психологии
    речи и психолингвистики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 528
    с.

  16. Ушакова Т.Н. Зарождение и развитие начатков речи у
    младенца в течение первых недель и месяцев его жизни (0—12) // Психология.
    Журнал ГУ ВШЭ. 2017. Т. 14. № 2. С. 338—355.

  17. Battig W., Montague W. Category norms for verbal
    items in 56 categories // Journal of Experimental Psychology. Monograph. 1969.
    V. 80. № 3 (Pt. 2). P. 1—46.

  18. Deese J.E. The Structure of Associations in
    Language and Thought. The Johns Hopkins Press. 1965. 216 p.

  19. Marascuilo Leonard A. Large-sample multiple
    comparisons // Psychological Bulletin. 1966. V. 65. № 5. P. 280—290.

  20. Natural speech reveals the semantic maps that tile human
    cerebral cortex / Hunt A.G. et al. // Nature. 2016. doi:
    10.1038/nature17637.

 

%d такие блоггеры, как: