Применение количественного анализа для исследования семантического компонента слова
Ушакова Т.Н., доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, академик РАО, Институт психологии РАН, Москва, Россия, tn.ushakova@gmail.com
Аннотация
В статье изучаются возможности количественной оценки элементов семантического состава слова. В качестве исходных данных используются материалы словаря ассоциативных реакций школьников 7—18 лет (Гольдин и др., 2011). Анализируются ассоциативные поля десяти стимульных слов, пять из которых имеют позитивную коннотацию, а пять — негативную. В ассоциативном поле каждого слова-стимула прослеживаются различные стороны семантического состава слова: знание о мире, о языке, аффективные коннотации слова. На основе частотности использования семантических элементов слова оценивалась статистическая значимость различий между позитивами и негативами и между возрастными группами. Выявлены статистически достоверные различия по ряду показателей. Позитивные стимулы значимо чаще вызывали реакцию отказа и значимо реже — синонимическую реакцию. С возрастом снижается доля отказов, частотность ассоциаций, являющихся грамматическими модификациями стимульных слов и частотность «созвучных» ассоциаций; увеличивается частотность синонимических ассоциаций. Рассмотрена возрастная динамика данных четырех показателей по каждому стимульному слову.
Ссылка для цитирования
Одной из проблем, исследуемых сейчас в психологии речи и
психолингвистике, является проблема слова — его структуры, природы
семантического компонента, его роли в коммуникации человека. Корень трудностей,
связанных с анализом этой проблемы, состоит в том, что каждое слово имеет
двойственную природу.
-
Гольдин В.Е. К типологии возрастной динамики
ассоциативных полей // Язык, сознание, культура. Сборник статей / Под ред. Н.В.
Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. М.; Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. С.
165—173. -
Гольдин В.Е., Мартьянов А. О., Сдобнова А.П.
(ред.). Русский ассоциативный словарь. Ассоциативные реакции школьников I—ХI
классов. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2011. -
Горошко Е.И. Изучение вербальных ассоциаций на
цвета // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н.В.
Уфимцева. М., 2000. С. 291—312. -
Григорьев А.А. Репрезентация лексических категорий
в сознании носителя языка. М.: Институт языкознания РАН, 2004. 180
с. -
Григорьев А.А., Кленская М.С. Проблемы
количественного анализа в сопоставительных исследованиях ассоциативных полей //
Языковое сознание и образ мира. / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. Сборник статей. М.,
2000. С. 313—318. -
Долинский В.А. Из истории изучения вербальных
ассоциаций // Вестник Московского государственного лингвистического
университета. 2011. № 619. С. 43—56. -
Залевская А.А. Слово в лексиконе человека.
Психолингвистическое исследование. Воронеж: Воронежский университет, 1990. 205
с. -
Караулов Ю.Н. Типы коммуникативного поведения
носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента // Этнокультурная
специфика языкового сознания. Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. М.,
2003. Изд. 2-е. 256 с. -
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.:
Политиздат. 1975. 304 с. -
Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового
значения // Вопросы психолингвистики. 2011. № 13. С. 8—29. -
Миронова Н.И. Семантический анализ ассоциативного
поля // Вопросы психолингвистики. 2016. № 28. С. 192—201. -
Сдобнова А.П. Лексикон школьника как динамическая
система. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 248 с. -
Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс,
1976. 336 с. -
Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность.
М.: Институт языкознания РАН, 2011. 252 с. -
Ушакова Т.Н. Рождение слова. Проблемы психологии
речи и психолингвистики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 528
с. -
Ушакова Т.Н. Зарождение и развитие начатков речи у
младенца в течение первых недель и месяцев его жизни (0—12) // Психология.
Журнал ГУ ВШЭ. 2017. Т. 14. № 2. С. 338—355. -
Battig W., Montague W. Category norms for verbal
items in 56 categories // Journal of Experimental Psychology. Monograph. 1969.
V. 80. № 3 (Pt. 2). P. 1—46. -
Deese J.E. The Structure of Associations in
Language and Thought. The Johns Hopkins Press. 1965. 216 p. -
Marascuilo Leonard A. Large-sample multiple
comparisons // Psychological Bulletin. 1966. V. 65. № 5. P. 280—290. -
Natural speech reveals the semantic maps that tile human
cerebral cortex / Hunt A.G. et al. // Nature. 2016. doi:
10.1038/nature17637.
В помощь психологу, Инновационные модели, Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология развития, Теория и методология, Экспериментальная психология | Куравский Л.С., Артеменков С.Л., Юрьев Г.А., Григоренко Е.Л.
Новый подход к компьютеризированному адаптивному тестированию