Понимающая психотерапия как теоретическая основа методики развития коммуникативной компетентности подростков
Аннотация
Рассматривается подход к созданию компьютерной программы для развития коммуникативной компетентности подростков —«виртуального собеседника», представляющего собой Другого в терминах диалогизма М.М. Бахтина, а в терминах культурно-исторической психологии — посредника, который опосредует приобщение подростка к тому, что может быть названо идеальной формой коммуникативной культуры. Наполнение данного инструментария осуществляется с помощью коммуникативных задач и обратной связи, реплики формулируются на основе принципов понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка. Делается вывод о том, что в условиях возрастающей роли интернет-ресурсов в жизни современных подростков такой подход представляется актуальным и перспективным. Разработанный автором ресурс будет способствовать решению задач, связанных с развитием ведущей деятельности подросткового возраста — общения, успешность которого обусловлена уровнем развития коммуникативной компетентности.
Ссылка для цитирования
«Подлинная жизнь личности, — писал М.М. Бахтин, — доступна
только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно
раскрывает себя…». Он утверждал, что «… через отношения с другими людьми
можно увидеть свою жизнь как бы в отраженном свете, и такое представление о ней
оказывается более реальным, чем наше собственное внутреннее представление.
-
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.:
Искусство, 1979. 618 c. -
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.:
Советская Россия, 1979. 320 с. -
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.:
Художественная литература, 1975. 318 c. -
Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт.
Проблемы. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1993. 416 с. -
Бубер М. Я и Ты: пер. с нем. М.: Высшая школа,
1993. 130 с. -
Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как
психотехническая система: автореф. дисс. … докт. психол. наук. М., 2007. 47
с. -
Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы
психологии. 2007. № 1. С. 3—14. -
Василюк Ф.Е. Кларификация как метод понимающей
психотерапии // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 13—24. -
Копьев А.Ф. Концепция диалога М.М. Бахтина в ее
приложении к психологической практике // Культурно-историческая психология.
2013. № 3. С. 3—12. -
Маслова А.А., Лубовский Д.В., Максимов А.И.
Развитие коммуникативной компетентности подростка средствами диалога с
виртуальным собеседником [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. C. 153—165.
doi:10.17759/psyedu.2016080415 -
Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Психология в
жизни. М.: Радонеж, 1998. 126 с. -
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:
Педагогика. 1989. 560 с. -
Эльконин Д.Б., Эльконинова Л.И. Знаковое
опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник
московского университета. 1993. № 2. С. 62—70.
В помощь психологу, Инклюзивное образование, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психолингвистика, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психотерапия и психокоррекция, Психофизиология, Социальная психология, Теория и методология, Экспериментальная психология | Коробейников И.А., Бабкина Н.В.
Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей