fbpx
Новости психологии

Понимающая психотерапия как теоретическая основа методики развития коммуникативной компетентности подростков

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Маслова А.А., педагог-психолог, ЧУ СОШ «Кладезь», Москва, Россия, Annetta888@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается подход к созданию компьютерной программы для развития коммуникативной компетентности подростков —«виртуального собеседника», представляющего собой Другого в терминах диалогизма М.М. Бахтина, а в терминах культурно-исторической психологии — посредника, который опосредует приобщение подростка к тому, что может быть названо идеальной формой коммуникативной культуры. Наполнение данного инструментария осуществляется с помощью коммуникативных задач и обратной связи, реплики формулируются на основе принципов понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка. Делается вывод о том, что в условиях возрастающей роли интернет-ресурсов в жизни современных подростков такой подход представляется актуальным и перспективным. Разработанный автором ресурс будет способствовать решению задач, связанных с развитием ведущей деятельности подросткового возраста — общения, успешность которого обусловлена уровнем развития коммуникативной компетентности.

Ссылка для цитирования

«Подлинная жизнь личности, — писал М.М. Бахтин, — доступна
только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно
раскрывает себя…». Он утверждал, что «… через отношения с другими людьми
можно увидеть свою жизнь как бы в отраженном свете, и такое представление о ней
оказывается более реальным, чем наше собственное внутреннее представление.

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.:
    Искусство, 1979. 618 c.

  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.:
    Советская Россия, 1979. 320 с.

  3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.:
    Художественная литература, 1975. 318 c.

  4. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт.
    Проблемы. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1993. 416 с.

  5. Бубер М. Я и Ты: пер. с нем. М.: Высшая школа,
    1993. 130 с.

  6. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как
    психотехническая система: автореф. дисс. … докт. психол. наук. М., 2007. 47
    с.

  7. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы
    психологии. 2007. № 1. С. 3—14.

  8. Василюк Ф.Е. Кларификация как метод понимающей
    психотерапии // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 13—24.

  9. Копьев А.Ф. Концепция диалога М.М. Бахтина в ее
    приложении к психологической практике // Культурно-историческая психология.
    2013. № 3. С. 3—12.

  10. Маслова А.А., Лубовский Д.В., Максимов А.И.
    Развитие коммуникативной компетентности подростка средствами диалога с
    виртуальным собеседником [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
    образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. C. 153—165.
    doi:10.17759/psyedu.2016080415

  11. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Психология в
    жизни. М.: Радонеж, 1998. 126 с.

  12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:
    Педагогика. 1989. 560 с.

  13. Эльконин Д.Б., Эльконинова Л.И. Знаковое
    опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник
    московского университета. 1993. № 2. С. 62—70.

 

%d такие блоггеры, как: