О подготовке кадров в условиях применения профессиональных стандартов в области образования (на примере педагога-психолога)
Аннотация
Представлен современный подход к проектированию основной образовательной программы подготовки педагога-психолога, цель и задачи которой задает профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Структура основной образовательной программы уровней бакалавриата и магистратуры проектируется по модульному принципу, а ключевым механизмом достижения образовательных результатов – профессиональных компетенций – становится сетевое взаимодействие с партнерскими организациями (школы, детские сады, психолого-медико-социальные центры). Описаны основные критерии сетевых партнеров по подготовке педагогов-психологов. Учебный модуль характеризуется как логически завершенная, относительно самостоятельная часть образовательной программы, которая формирует определенную компетенцию или группу компетенций. В учебном плане модуль выступает в качестве образовательной единицы, объединяющей теорию, практику, научно-исследовательскую работу и итоговую аттестацию (по модулю) студента. Приведено обоснование преимуществ модульной структуры образовательной программы, сопряженной с профессиональным стандартом.
Ссылка для цитирования
Разработка, утверждение и применение профессиональных стандартов в сферах
трудовой деятельности определены Указом Президента Российской Федерации от 7
мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной
политики». Профессиональным стандартом руководствуются работодатели при
формировании кадровой политики и управлении персоналом, стандарт становится
механизмом определения квалификации работника. Особую смысловую роль ПС играет
в профессиональном росте кадров, особенно молодых специалистов, так как в нем
(стандарте) заданы «точки роста» профессионализма, описанные в виде трудовых
действий, умений, знаний.
-
Васягина Н.Н., Егорова М.А., Максимова Л.А., Минюрова С.А.
Школьно-университетское партнерство как условие повышения качества подготовки
педагога-психолога // Педагогическое образование в России. 2015. № 10. С.
7–11. -
Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке
профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии
(деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся)
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. №
3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата
обращения: 27.03.2017). -
Леонова О.И., Поликаркина Е.И. Механизмы создания
психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации
общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 3. С. 276–285. URL:
http://psyedu.ru/journal/2014/3/Leonova_Polikarkina.phtml (дата обращения:
27.03.2017). -
Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках
программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры //
Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 45–64.
doi:10.17759/pse.2015200505. -
Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об
утверждении профессионального стандарта ”Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты
РФ. Банк Документов. URL:
http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963
(дата обращения: 10.08.2017).