Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната)

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Власова Н.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности факультета психологии, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (СГУ), Саратов, Россия, natali-viola@mail.ru

Аннотация

Обсуждаются проблемы когнитивной регуляции эмоций и самоповреждающего поведения подростков, обучающихся в кадетской школе-интернате. Анализируются особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте. Выдвигается предположение, что акты самоповреждающего поведения редуцируются при применении эффективных когнитивных стратегий регуляции эмоций. В исследовании были задействованы методики: Шкала самоповреждающего поведения и Опросник когнитивной регуляции эмоций. Выборку составили 39 учащихся кадетской школы-интерната в возрасте от 13 до 16 лет. На основе статистического анализа обосновывается взаимосвязь между используемыми стратегиями эмоциональной регуляции, причинами и актами самоповреждающего поведения. Выявлено, что применение деструктивных стратегий когнитивной регуляции эмоций обуславливает проявление актов самоповреждающего характера.

Ссылка для цитирования

Необходимость изучения роли эмоций в подростковом возрасте,
механизмов их развития, стратегий и моделей регуляции обусловлена возрастанием
числа психоэмоциональных расстройств, психосоматических нарушений и аддикций в
данный период онтогенеза, протекающий в условиях транзитивного общества.
Современная ситуация развития в подростковом возрасте характеризуется
возрастающей стрессогенностью и динамичностью, обострением протекания кризиса
идентичности на фоне субъективных переживаний ситуаций неопределенности, в
которых теряется ощущение полноты и удовлетворенности жизнью и обостряется
проблема социального выбора.

  1. Белинская Е.П. Неопределенность как категория современной
    социальной психологии личности [Электронный ресурс] / / Психологические
    исследования Psystudy.ru. 2014. Т. 7. № 36. URL: http://psystudy.ru (дата
    обращения: 10.06.2015).

  2. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие
    формирования образа мира современного подростка: Автореф. дис. … канд. психол.
    наук. М., 2013. 199 с.

  3. Ермолова Т.Е. Обзор статей по проблеме регуляции эмоций
    [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2005. №
    1. C. 99–104. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50750.shtml (дата
    обращения: 15.06.2015).

  4. Падун М.А. Регуляция эмоций и ее нарушения [Электронный
    ресурс] //Психологические исследования Psystudy.ru. 2015. Т. 8. № 39. URL:
    http://psystudy.ru (дата обращения: 20.04.2015).

  5. Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы //
    Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 6. С. 57–69.

  6. Панкратова А. Подход Дж. Гросса к изучению эмоциональной
    регуляции: примеры кросс-культурных исследований // Вопросы психологии. 2014. №
    1. С. 147–155.

  7. Первичко Е.И. Культурно-деятельностный подход к проблеме
    стратегий и регуляции [Электронный ресурс] // Национальный психологический
    журнал. 2015. № 1(17). С. 39– 51. URL:
    http://www.psy.msu.ru/science/npj/http://npsyj.ru/pdf/npj-no17-
    2015/npj_no17_2015_39-51.pdf (дата обращения: 07.07.2015).

  8. Первичко Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная
    модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход [Электронный ресурс] //
    Национальный психологический журнал. 2014. № 4(16). С. 13–22. URL:
    http://www.psy.msu.ru/science/npj/http://npsyj.ru/pdf/npj-no16-2014/npj_no16_2014_13-22.pdf
    (дата обращения: 25.05.2015).

  9. Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного буллинга и
    самоповреждающего поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] //
    Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 1. С. 39–49 (дата
    обращения 21.07.2015).

  10. Польская Н.А. Причины самоповреждающего поведения в
    подростковом и юношеском возрасте // Известия Саратовск. ун-та. Сер. Философия.
    Психология. Педагогика. 2010. Вып. 1. Т.10. С. 92–97.

  11. Польская Н.А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте
    (на основе шкалы самоотчета) // Консультативная психология и психотерапия.
    2014. № 2 (81). С.140–152.

  12. Польская Н.А. Структура и функции самоповреждающего
    поведения // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 45–56.

  13. Рассказова Е.И., Леонова А.Б., Плужников И.В. Разработка
    русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций // Вестн. Моск.
    ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 4. С.161–179.

  14. Mathews A., MacLeod C. Cognitive approaches to emotion and
    emotional disorders [Электронный ресурс]// Annu. Rev. Psychol. 1994. Vol. 45.
    Р. 2–50. URL: http:// www.annualreviews.org by University of Waikato (Available
    at: 21.04.2015).

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: