
Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната)
Аннотация
Обсуждаются проблемы когнитивной регуляции эмоций и самоповреждающего поведения подростков, обучающихся в кадетской школе-интернате. Анализируются особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте. Выдвигается предположение, что акты самоповреждающего поведения редуцируются при применении эффективных когнитивных стратегий регуляции эмоций. В исследовании были задействованы методики: Шкала самоповреждающего поведения и Опросник когнитивной регуляции эмоций. Выборку составили 39 учащихся кадетской школы-интерната в возрасте от 13 до 16 лет. На основе статистического анализа обосновывается взаимосвязь между используемыми стратегиями эмоциональной регуляции, причинами и актами самоповреждающего поведения. Выявлено, что применение деструктивных стратегий когнитивной регуляции эмоций обуславливает проявление актов самоповреждающего характера.
Ссылка для цитирования
Необходимость изучения роли эмоций в подростковом возрасте,
механизмов их развития, стратегий и моделей регуляции обусловлена возрастанием
числа психоэмоциональных расстройств, психосоматических нарушений и аддикций в
данный период онтогенеза, протекающий в условиях транзитивного общества.
Современная ситуация развития в подростковом возрасте характеризуется
возрастающей стрессогенностью и динамичностью, обострением протекания кризиса
идентичности на фоне субъективных переживаний ситуаций неопределенности, в
которых теряется ощущение полноты и удовлетворенности жизнью и обостряется
проблема социального выбора.
-
Белинская Е.П. Неопределенность как категория современной
социальной психологии личности [Электронный ресурс] / / Психологические
исследования Psystudy.ru. 2014. Т. 7. № 36. URL: http://psystudy.ru (дата
обращения: 10.06.2015). -
Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие
формирования образа мира современного подростка: Автореф. дис. … канд. психол.
наук. М., 2013. 199 с. -
Ермолова Т.Е. Обзор статей по проблеме регуляции эмоций
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2005. №
1. C. 99–104. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50750.shtml (дата
обращения: 15.06.2015). -
Падун М.А. Регуляция эмоций и ее нарушения [Электронный
ресурс] //Психологические исследования Psystudy.ru. 2015. Т. 8. № 39. URL:
http://psystudy.ru (дата обращения: 20.04.2015). -
Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы //
Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 6. С. 57–69. -
Панкратова А. Подход Дж. Гросса к изучению эмоциональной
регуляции: примеры кросс-культурных исследований // Вопросы психологии. 2014. №
1. С. 147–155. -
Первичко Е.И. Культурно-деятельностный подход к проблеме
стратегий и регуляции [Электронный ресурс] // Национальный психологический
журнал. 2015. № 1(17). С. 39– 51. URL:
http://www.psy.msu.ru/science/npj/http://npsyj.ru/pdf/npj-no17-
2015/npj_no17_2015_39-51.pdf (дата обращения: 07.07.2015). -
Первичко Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная
модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход [Электронный ресурс] //
Национальный психологический журнал. 2014. № 4(16). С. 13–22. URL:
http://www.psy.msu.ru/science/npj/http://npsyj.ru/pdf/npj-no16-2014/npj_no16_2014_13-22.pdf
(дата обращения: 25.05.2015). -
Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного буллинга и
самоповреждающего поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 1. С. 39–49 (дата
обращения 21.07.2015). -
Польская Н.А. Причины самоповреждающего поведения в
подростковом и юношеском возрасте // Известия Саратовск. ун-та. Сер. Философия.
Психология. Педагогика. 2010. Вып. 1. Т.10. С. 92–97. -
Польская Н.А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте
(на основе шкалы самоотчета) // Консультативная психология и психотерапия.
2014. № 2 (81). С.140–152. -
Польская Н.А. Структура и функции самоповреждающего
поведения // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 45–56. -
Рассказова Е.И., Леонова А.Б., Плужников И.В. Разработка
русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций // Вестн. Моск.
ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 4. С.161–179. -
Mathews A., MacLeod C. Cognitive approaches to emotion and
emotional disorders [Электронный ресурс]// Annu. Rev. Psychol. 1994. Vol. 45.
Р. 2–50. URL: http:// www.annualreviews.org by University of Waikato (Available
at: 21.04.2015).
Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках, Общая психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психофизиология, Семейная психология, Социальная психология | Куминская Е.А.