
Непреднамеренная переработка информации и вербальный интеллект
Белова С.С., кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт психологии РАН, Москва, Россия, sbelova@gmail.com
Аннотация
Статья представляет результаты эмпирического исследования, посвященного изучению взаимосвязи вербального интеллекта и эффективности преднамеренной и непреднамеренной переработки вербальной информации. Целевая задача, поставленная перед испытуемыми, заключалась в том, чтобы найти в каждой паре слов стимулы-города. Таким образом, испытуемые преднамеренно перерабатывали семантику слов, в то время как дополнительная характеристика слов – их рифмованность в парах – перерабатывалась непреднамеренно. Оценка эффективности переработки производилась в двух задачах – на простое воспроизведение слов-стимулов и на их последующее использование в творческой задаче. Было показано, что вербальный интеллект обнаруживает положительную связь с воспроизведением стимулов, конгруэнтных для обоих условий их переработки – как преднамеренных, так и непреднамеренных. Другим важным эмпирическим результатом явилась связь вербального интеллекта с использованием в решении творческой задачи неконгруэнтных стимулов, переработанных непреднамеренно. Полученные данные обсуждаются в рамках современных теорий, посвященных особенностям переработки информации в процессе решения вербальных задач.
Ссылка для цитирования
Первоначально термины «непреднамеренное» и «преднамеренное
научение» использовались представителями бихевиоризма, рассматривавшего
научение через известную схему «стимул–реакция». Согласно представлениям того
времени (1940–1960 гг.), определяющим фактором формирования ассоциаций в
научении является состояние готовности обучающегося, которое называлось
установкой, намерением или мотивацией.
-
Белова С.С., Харлашина Г.А. Непреднамеренное,
имплицитное и статистическое научение в усвоении второго языка:
экспериментальные данные о семантике, морфологии и синтаксисе // Вопросы
психолингвистики. 2015. № 4. С. 22–32. -
Гаврилова Е.В., Белова С.С. Вербальные способности:
дифференциально-психологический и психолингвистический аспекты // Вопросы
психолингвистики. 2012. Т. 16. № 2. С. 98–105. -
Гаврилова Е.В., Савенков А.И., Ушаков Д.В.
Переработка периферийной информации как фактор лингвистических способностей //
Творчество: наука, искусство, жизнь: Материалы Всероссийской научной
конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Я.А. Пономарева, ИП РАН (г.
Москва, 24–25 сентября 2015 г). Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
С. 93–98. -
Игна О. Н. Подходы к выявлению лингвистической
одаренности и способностей к иностранным языкам // Актуальные проблемы
лингводидактики. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. № 3 (131). С.
115–119. -
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.:
Изд-во АПН РСФСР, 1961. 562 c. -
Иванчей И.И. Теории имплицитного научения:
противоречивые подходы к одному феномену или непротиворечивые описания разных?
// Российский журнал когнитивной науки. 2014. Т. 1. № 4. С. 17–30. -
Крейк Ф., Локхарт Р.С. Уровни обработки и подход
П.И. Зинченко к исследованию памяти // Культурно-историческая психология. 2009.
№ 2. С. 14–18. -
Мещеряков Б.Г. Мнемические эффекты П.И. Зинченко //
Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 5–13. -
Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.:
Просвещение, 1966. 421 с. -
Baddeley A. Human Memory: Theory and practice
(revised edition). Hove, UK: Psychology Press. 1997. -
Bransford J.D., Franks J.J., Morris C.D., Stein
B.S. Some general constraints on learning and memory research. In L.S.
Cermak & F.I.M. Craik (Eds.), Levels of processing in human memory.
Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1979. Р. 331–354. -
Craik F.I.M. Levels of processing: Past, present .
. . and future? // Memory. 2002. Vol. 10. P. 305–318. -
Craik Fergus I.M., Lockhart R.S. Levels of
processing: A framework for memory research // Journal of Verbal Learning and
Verbal Behavior. 1972. Vol. 11. P. 671–684. -
Craik Fergus I.M., Tulving E. Depth of processing
and the retention of words in episodic memory // Journal of Experimental
Psychology: General. 1975. Vol. 104. P. 268–294. -
Eysenck M.W. Incidental learning and orienting
tasks // Handbook of research methods in human memory and cognition / Ed. C.R.
Puff. New York: Academic Press, 1982. P. 197–228. -
Fisher R.P., Craik Fergus I.M. Interaction Between
Encoding and Retrieval Operations in Cued Recall // Journal of Experimental
Psychology: Human Learning and Memory. 1977. Vol. 3. № 6. P. 701–711. -
Gavrilova E., Belova S., Kharlashina G. The
incidental linguistic information processing, focus of attention and individual
differences in verbal reasoning ability // The 5th Implicit Learning Seminar.
23– 25 June. 2016. Lancaster University: Lancaster. United Kingdom. 2016. P.
32–33. -
Hulstijn J.H. Incidental and intentional learning
// The handbook of second language research / Eds. C. Doughty, M.H. Long.
London: Blackwell, 2003. P. 349–381. -
Kormos J. New conceptualizations of language
aptitude in second language attainment // Sensitive periods, language
aptitude, and ultimate L2 attainment: Language Learning and Language Teaching /
Eds. G. Granena, M.H. Long. John Benjamins, Amsterdam, 2013. Р. 131–152. -
Kyllonen P.C., Christal R.E. Reasoning ability is
(little more than) working memory capacity? // Intelligence. 1990. Vol. 14. P.
389–433. -
Mendelsohn G., Griswold B. Differential use of
incidental stimuli of problem solving as a function of creativity // Journal of
Abnormal and Social Psychology. 1964. Vol. 68. № 4. P. 431–436. -
Nęcka E., Machera M., Miklas E.
Incidental learning, intelligence, and verbal ability // Learning and
Instruction. 1992. Vol. 2. P. 141–153. -
Reber A. Implicit learning and tacit knowledge: an
essay on the cognitive unconscious. New York: Oxford University Press, 1993.
189 p. -
Reber A. S. Implicit learning of artificial
grammars // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1967. Vol. 6. P.
855–863. -
Sáfár A., Kormos, J.
Revisiting problems with foreign language aptitude // International Review of
Applied Linguistics in Language Teaching. 2008. Vol. 46. № 2. P. 113–136. -
Stankov L. Attention and intelligence // Journal of
educational psychology. 1983. Vol. 75. P. 471–490. -
Sternberg R.J., Detterman D.K. What is
intelligence? Contemporary viewpoints on its natural and definition. Norwood,
NJ: Ablex, 1986.