
Негативная креативность в образовании: особенности, угрозы и перспективы исследования
, Москва, Россия, nmeshkova@yandex.ru
Ениколопов С.Н., кандидат психологических наук, заведующий отделом медицинской психологии, ФГБНУ Научный центр психического здоровья, Москва, Россия, enikolopov@mail.ru
Аннотация
Рассматривается феномен негативной креативности в сфере образования, результатом которой является ненамеренно наносимый вред. Данные психологических исследований, а также инновации в образовании анализируются по двум аспектам: влияние личности креативного педагога на учащихся и креативное сопротивление участников образовательного процесса. С помощью авторской комплексной модели связи креативности и девиантности выделяются особенности негативной креативности в образовании, без учета которых разработка стандартов и регламентов, подготовка и отбор педагогов могут оказаться не эффективными. К ним авторы относят: 1) ненамеренное негативное и проявляющееся отсрочено влияние креативной личности на учащихся; 2) непродуманность способов внедрения инноваций в образовании, провоцирующая негативную креативность для легитимного преодоления норм и запретов участниками образовательного процесса; 3) рассогласование легитимности цели и средств достижения, ведущее к дискредитации и провалу инноваций в образовании. Формулируются гипотезы и намечаются направления дальнейших исследований негативной креативности в образовательной среде.
Ссылка для цитирования
В мировой практике изучение креативности стимулируется
социальным заказом на инновации и обусловлено востребованностью новых идей во
всех сферах деятельности. В России особенно активно проблема креативности
исследовалась и исследуется в образовании в рамках психологии одаренности и
психологии творчества. Изучение и понимание структуры интеллектуальной
одаренности, стадий творческого процесса, возрастных особенностей креативности
и одаренности, факторов, способствующих развитию креативности, позволили
накопить обширный массив данных, необходимых для совершенствования
образовательных технологий и методов обучения детей и подростков в школах
различного профиля.
-
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением:
Жизненная стратегия творческой личности. Мн.: Беларусь, 1994. 479 с. -
Богоявленская Д.Б. Психология творческих
способностей. М.: Академия, 2002. 320 с. -
Воронин А.В. Интеллект и креативность в совместной
деятельности: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2004. 376 с. -
Дубов И.Г, Петровский В.А. Перестройка личностных
структур учащихся при персонализации личности педагога // Психология
развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. С.
173—191. -
Ениколопов С.Н. Терроризм и агрессивное поведение
// Национальный психологический журнал. 2006. № 1(1). С. 28—32. -
Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.:
Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. 730
с. -
Мешкова Н.В. Современные зарубежные исследования
креативности: социально-психологический аспект // Социальная психология и
общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 8—21. -
Мешкова Н. В., Ениколопов С. Н. Креативность и
девиантность: связь, взаимодействие и подходы к изучению // Психология. Журнал
высшей школы экономики. 2017 (в печати). -
Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности.
М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 464 с. -
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы
исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с. -
Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.;
Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. 212 с. -
Юркевич В.С. Одаренные дети и
интеллектуально-творческий потенциал общества // Психологическая наука и
образование. 2009. № 4. С. 74—86. -
Caroff X., Lubart T. Multidimensional Approach to
Detecting Creative Potential in Managers // Creativity Research Journal. 2012.
Vol. 24(1). P. 13—20. doi: 10.1080/10400419.2012.652927 -
Chvez-Eakle R.A. A., Jonathan Eakle A.J., Cruz-Fuentes
C. The Multiple Relations Between Creativity and Personality // Creativity
Research Journal. 2012. Vol. 24:1. P. 76—82. -
Cropley A. Creativity: A Social Approach // Roeper
Review. 2006, Spring. Vol. 28. Iss. 3. P.125—130. -
Cropley D., Cropley A. Elements of a universal
aesthetic of creativity. Psychology of Aesthetics // Creativity and the Arts.
2008. № 2. P. 155—161. doi:10.1037=1931-3896.2.3.155 -
Cropley D.H., Kaufman J.C., White A.E., Chiera B.A.
Layperson perceptions of malevolent creativity: The good, the bad, and the
ambiguous // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2014. Vol.
8(4). P. 400—412. doi: 10.1037/a0037792 -
De Dreu C.K.W., Nijstad B.A. Mental set and
creative thought in social conflict: Threat rigidity versus motivated focus //
Journal of Personality and Social Psychology. 2008. Vol. 95. P. 648—661.
doi:10.1037/0022-3514.95.3.648 -
Gino F., Ariely D. The dark side of creativity:
Original thinkers can be more dishonest // Journal of Personality and Social
Psychology. 2012. № 102. Р. 445—459. doi:10.1037/a0026406 -
Gla˘veanu V.P., Sierra Z. Creativity
and epistemologies of the South // Culture & Psychology. 2015. Vol. 21(3).
P. 340—358. doi:10.1177/1354067X15601196. -
James K., Clark K., Cropanzano R. Positive and
negative creativity in groups, institutions, and organizations: A model and
theoretical extension // Creativity Research Journal. 1999. № 12. Р. 211—226.
doi: 10.1207/s15326934crj1203_6 -
Kapoor H., Khan A. Deceptively yours: Valencebased
creativity and deception // Thinking Skills and Creativity. 2017. Vol. 23. P.
199—206. doi: 10.1016/j.tsc.2016.12.006 -
Mainemelis C. Stealing fire: Creative deviance in
the evolution of new ideas // Academy of Management Review. 2010. Vol. 35. P.
558—578. -
Mayer J., Mussweiler T. Suspicious spirits,
flexible minds: When distrust enhances creativity // Journal of Personality and
Social Psychology. 2011. Vol. 101(6). P. 1262—1277. -
Schweizer T.S., Schmalenberger K.M., Eisenlohr-Moul
T.A., Mojzisch A., Kaiser S., Funke J. Cognitive and Affective Aspects of
Creative Option Generation in Everyday Life Situations // Front. Psychol. 2016.
№ 7:1132. doi: 10.3389/fpsyg.2016.01132 -
Sternberg R.J., Lubart T.I. The concept of
creativity: prospects and paradigms // Handbook of Creativity / Eds R.J.
Sternberg. New York, NY: Cambridge University Press, 1999. P. 3—15. -
Walczyk J.J., Runco M.A., Tripp S.M., Smith C.E.
The creativity of lying: Divergent thinking and ideational correlates of the
resolution of socialdilemmas // Creativity Research Journal. 2008. Vol. 20(3).
P. 328—342. doi: 10.1080/10400410802355152 -
Westwood R., Low D.R. The multicultural muse:
Culture, creativity and innovation // International Journal of Cross Cultural
Management. 2003. Vol. 3. P. 235—259. doi: 10.1177=14705958030032006
В помощь психологу, Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психология образования, Психология труда, Семейная психология, Случай из практики, Социальная психология, Теория и методология | Будникова С.П.
Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога