Мыслительные процессы в функциональной структуре интеллекта

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Селиванов В.В., доктор психологических наук, профессор, Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, vvsel@list.ru

Аннотация

Настоящая работа посвящена определению наличия и особенностей функционирования мыслительных процессов в структуре действующего интеллекта. Целью проведенного экспериментального исследования явилось изучение взаимосвязи некоторых параметров интеллекта и процессуальных характеристик мышления при решении задач. Результаты корреляционного и дискриминантного анализов указывают на наличие взаимосвязи мыслительных процессов (анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование) с компонентами интеллекта во время решения задач. Автором выдвигается гипотеза о том, что мышление и интеллект имеют аналогичные функциональные структуры, в которые входят мыслительные процессы.

Ссылка для цитирования

Актуальной задачей современной психологии является описание
компонентов структуры такого сложного психического явления, как интеллект.
Разработка системного подхода к описанию психологического содержания интеллекта
и дифференциации его функций является актуальной задачей для решения вопросов
обучения (работа интеллекта в процессе научения и формирование интеллекта),
эффективности консультационной практики, моделирования человеческого
интеллекта.

  1. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.:
    Алетейя, 2002. 512 с.

  2. Барабанщиков В.А. Психология восприятия:
    организация и развитие перцептивного процесса. М.: «Когито-центр», «Высшая
    школа психологии», 2006. 240 с.

  3. Барабанщиков В.А., Майнина И.Н. Оценка «глубинных»
    индивидуально-психологических особенностей человека по фотоизображению его лица
    // Экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 4. С. 50–71.

  4. Барабанщиков В.А. Динамика восприятия выражений
    лица. М.: Когито-Центр, 2016. 378 с.

  5. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды.
    М.: Институт психологии РАН, 2006. 623 с.

  6. Величковский Б.Б. Позиционные эффекты в рабочей
    памяти // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 2. С. 26–36.

  7. Воловикова М.И. О возможностях применения
    микросемантического анализа в исследованиях личности // Современная психология:
    состояние и перспективы исследования. Ч. 3. Социальные представления и мышление
    личности / Отв. ред. К.А. Абульханова и др. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. С.
    34–52.

  8. Гаврилова Е.В., Ушаков Д.В. Использование
    периферийной информации в решении задач как функция интеллекта //
    Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 3. С. 21–31.

  9. Гусев А.Н. От психофизики «чистых» ощущений к
    психофизике сенсорных задач: системно-деятельностных подход в психофизике //
    Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 143–155.

  10. Гудкова М.В. Характеристики критического мышления
    субъекта при решении социальных задач: автореф. дисс. … канд. психол. наук.
    Казань, 2011. 26 с.

  11. Демидов А.А., Кулакова О.А. Роль модальности
    лицевой экспрессии в восприятии психологических особенностей человека по
    выражению его лица // Процедуры и методы экспериментально-психологического
    исследования / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во Институт психологии РАН,
    2016. С. 208–215.

  12. Васильев И.А. От методологической независимости к
    взаимозависимости // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 4. С.
    60–72.

  13. Емельянова С.А., Гусев А.Н. О преимуществах
    использования методов качественного анализа в психофизике // Процедуры и методы
    экспериментально-психологического исследования / Отв. ред. В.А. Барабанщиков.
    М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2016. С. 236–242.

  14. Коровкин С.Ю., Савинова А.Д. Анализ и синтез как
    механизмы инсайтного решения // Психологический журнал. 2016. № 4. Т. 37. С.
    32–43.

  15. Персиянцев С.А. Соотношение уровневых характеристик
    процесса мышления субъекта и особенностей осознания смысловых связей: автореф.
    дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 22 с.

  16. Побокин П.А. Влияние средств виртуальной реальности
    на развитие мышления и знаний школьников по математике в ходе обучения:
    автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2015. 24 с.

  17. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии
    субъекта. Смоленск: Универсум, 2003. 312 с.

  18. Селиванов В.В., Плетеневская Н.Н. Психология
    мышления: соотношение осознанного и неосознанного. М.: ИД «АТИСО», 2009. 168
    с.

  19. Селиванов В.В. Психологические экспериментальные
    схемы изучения мышления и интеллекта // Современная экспериментальная
    психология / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во Институт психологии РАН,
    2011. С. 299–319.

  20. Селиванов В.В. Влияние виртуальной реальности на
    креативность и психические состояния субъекта // Субъект и виртуальная
    реальность: психическое развитие, обучение: монография / Под ред. В.В.
    Селиванова. Смоленск: Издательство СмолГУ, 2016. С. 87–98.

  21. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер,
    2002. 272 с.

  22. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая
    теория. М.: Институт психологии РАН, 2003. 264 с.

  23. Холодная М.А. Понятийные, метакогнитивные и
    интенциональные способности как ресурсный фактор интеллектуального развития //
    Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования. Материалы
    третьего международного симпозиума / Отв. Ред. М.А. Холодная, Г.В. Ожиганова.
    М.: Изд-во «Институт психологии РАН, 2016. С. 26–32.

  24. Anderson M. Conceptions of Intelligence // The
    Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 2001. Vol.
    42. № 3. P. 287–298. doi: https://doi.org/10.1017/S0021963001007016

  25. Ceci S.J. On Intelligence – More Or Less: A
    Bio-Ecological Treatise on Intellectual Development. Prentice Hall, 1990. 265
    p.

  26. Kahneman D. Attention and effort. Englewood Cliffs,
    New Jersey: Prentice Hall Inc., 1973.

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: