Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Будникова С.П., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии, директор Департамента профессиональной ориентации и содействия трудоустройству выпускников, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстог, Тула, Россия, svpbu@yandex.ru

Аннотация

Поднимаются вопросы анализа факторов, определяющих выбор образовательной организации высшего образования и будущей профессии абитуриентами вуза, на примере ТГПУ имени Л.Н. Толстого. Обращается внимание на то, что вопрос мотивов профессионального выбора является приоритетным в анализе условий становления профессиональной субъектности. В исследовании приняли участие 62% всех первокурсников и 85% поступивших на педагогические направления подготовки. Исследование проводилось с с помощью разработанной автором анкеты «Мотивы выбора вуза», «Методики определения мотивации учения студентов» В.Г. Каташева, и методики «Изучение мотивации профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана. Констатируется, что большинство делают выбор, основываясь на эмоциональном отношении к профессиональной сфере и в целом оно положительное. Обнаружено, что у большинства будущих педагогов доминируют значимые внутренние и внешние положительные мотивы. Обозначена необходимость выявления универсальных критериев, которые бы помогли обнаружить предпосылки к успешной самореализации в профессии в процессе обучения в вузе и, следовательно, обнаружить механизмы управления этим процессом. Предложены возможные формы, активизирующие сферы профессиональной самоориентации в вузе.

Ссылка для цитирования

Гуманизация в сфере профессиональной педагогической
деятельности становится все более очевидной необходимостью на современном этапе
развития общества. Технократический подход и попытки превращения образования в
сферу услуг приводят к выхолащиваю из него главного — созидания человеческого в
человеке. Без должного внимания к подготовке будущих учителей, полагаем, будет
бесперспективна реформа школьного обучения.

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И.Психология и
    педагогика: Учебник. СПб.: Питер,2008. 432 с.

  2. Диагностика профессионального становления личности:
    учеб.-метод. пособие: в 3 ч. Ч. 3. / Сост. Я.С.С унцова, О.В. Кожевникова.
    Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. 144 с.

  3. Крылова М.А. Особенности профессиональной
    ориентации старшеклассников на получение педагогического образования
    [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т.
    7. № 1. С. 190—198. URL:http://psyedu.ru/journal/2015/1/Krylova.phtml (дата
    обращения: 02.05.2017).

  4. Каташев В.Г. Исследование мотивации
    профессионального обучения [Электронный ресурс] // Разработка модели системы
    воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного
    университета): отчет о научно-исследовательской работе. Казань, 2002.
    URL:http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_2_1.htm
    (дата обращения: 07.03.2017).

  5. Марголис А.А., Аржаных Е.В., Гуркина
    О.А.,
    Новикова Е.М. Готовность педагогов к введению профессионального
    стандарта: результаты социологического исследования // Психологическая наука и
    образование. 2016. Т. 21. № 2. C. 22—34.doi: 10.17759/ pse.2016210204

  6. Рубцов В.В. Модернизация педагогического
    образования: психолого-педагогическое направление // Бюллетень
    Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому
    образованию. 2012. № 2. С. 22—25.

  7. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в
    онтогенезе: автореф. дис. … д-ра. пед. наук. М., 2005. 180 c.

  8. Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск
    новой парадигмы // Психологический журнал. 2005. Т. 16. № 3. С. 23—34.

  9. Hargreaves A., Goodson I. Educational Change over
    Time? The sustainability and non-sustainability of three decades of secondary
    school change and continuity // Educational Administration Quarterly. 2006.
    Vol. 42(1). P. 3—41.

  10. Hargreaves A. Professional capital: Transforming
    teaching in every school / A. Hargreaves, M. Fullan. M.; N.Y.: Teachers College
    Press, Abingdon; Routledge, 2012. 240 p.

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: