
Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога
Аннотация
Поднимаются вопросы анализа факторов, определяющих выбор образовательной организации высшего образования и будущей профессии абитуриентами вуза, на примере ТГПУ имени Л.Н. Толстого. Обращается внимание на то, что вопрос мотивов профессионального выбора является приоритетным в анализе условий становления профессиональной субъектности. В исследовании приняли участие 62% всех первокурсников и 85% поступивших на педагогические направления подготовки. Исследование проводилось с с помощью разработанной автором анкеты «Мотивы выбора вуза», «Методики определения мотивации учения студентов» В.Г. Каташева, и методики «Изучение мотивации профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана. Констатируется, что большинство делают выбор, основываясь на эмоциональном отношении к профессиональной сфере и в целом оно положительное. Обнаружено, что у большинства будущих педагогов доминируют значимые внутренние и внешние положительные мотивы. Обозначена необходимость выявления универсальных критериев, которые бы помогли обнаружить предпосылки к успешной самореализации в профессии в процессе обучения в вузе и, следовательно, обнаружить механизмы управления этим процессом. Предложены возможные формы, активизирующие сферы профессиональной самоориентации в вузе.
Ссылка для цитирования
Гуманизация в сфере профессиональной педагогической
деятельности становится все более очевидной необходимостью на современном этапе
развития общества. Технократический подход и попытки превращения образования в
сферу услуг приводят к выхолащиваю из него главного — созидания человеческого в
человеке. Без должного внимания к подготовке будущих учителей, полагаем, будет
бесперспективна реформа школьного обучения.
-
Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И.Психология и
педагогика: Учебник. СПб.: Питер,2008. 432 с. -
Диагностика профессионального становления личности:
учеб.-метод. пособие: в 3 ч. Ч. 3. / Сост. Я.С.С унцова, О.В. Кожевникова.
Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. 144 с. -
Крылова М.А. Особенности профессиональной
ориентации старшеклассников на получение педагогического образования
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т.
7. № 1. С. 190—198. URL:http://psyedu.ru/journal/2015/1/Krylova.phtml (дата
обращения: 02.05.2017). -
Каташев В.Г. Исследование мотивации
профессионального обучения [Электронный ресурс] // Разработка модели системы
воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного
университета): отчет о научно-исследовательской работе. Казань, 2002.
URL:http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_2_1.htm
(дата обращения: 07.03.2017). -
Марголис А.А., Аржаных Е.В., Гуркина
О.А.,Новикова Е.М. Готовность педагогов к введению профессионального
стандарта: результаты социологического исследования // Психологическая наука и
образование. 2016. Т. 21. № 2. C. 22—34.doi: 10.17759/ pse.2016210204 -
Рубцов В.В. Модернизация педагогического
образования: психолого-педагогическое направление // Бюллетень
Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому
образованию. 2012. № 2. С. 22—25. -
Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в
онтогенезе: автореф. дис. … д-ра. пед. наук. М., 2005. 180 c. -
Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск
новой парадигмы // Психологический журнал. 2005. Т. 16. № 3. С. 23—34. -
Hargreaves A., Goodson I. Educational Change over
Time? The sustainability and non-sustainability of three decades of secondary
school change and continuity // Educational Administration Quarterly. 2006.
Vol. 42(1). P. 3—41. -
Hargreaves A. Professional capital: Transforming
teaching in every school / A. Hargreaves, M. Fullan. M.; N.Y.: Teachers College
Press, Abingdon; Routledge, 2012. 240 p.