fbpx
Новости психологии

Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Умняшова И.Б., кандидат психологических наук, кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, доцент, МГППУ, Москва, Россия, umnjashovaib@mgppu.ru
Сафуанов Ф.С., доктор психологических наук, ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Минздрава России, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии, факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, safuanovf@rambler.ru

Аннотация

В статье представлено описание подходов к организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования как разновидности гуманитарной экспертизы.Результаты проведенного анализа научно-теоретических и законодательно-нормативных оснований психолого-педагогической экспертизы в системе общего образования показали отсутствие единого подхода к определению понятия «психолого-педагогическая экспертиза в системе образования».Авторами статьи была проведена систематизация научных подходов, нормативных и методологических оснований психолого-педагогической экспертизы, которая позволила сформулировать цель, задачи, объект, предмет и основные направления (предметные виды) психолого-педагогической экспертизы в системе образовании и описать модель данного вида экспертизы.

Ссылка для цитирования

В федеральных государственных образовательных стандартах
(ФГОС) общего образования психолого-педагогическая экспертиза определяется как
одна из форм сопровождения, способствующая созданию психолого-педагогических
условий, необходимых для их реализации.Для образовательной организации
актуальны раннее вы явление различных отклонений в поведении и психическом
развитии детей и подростков, социальных рисков и психологических угроз,
влияющих на формирование девиантного поведения у детей и подростков;
определение границ профессиональной компетенции педагогических работников,
осуществляющих психолого-педагогическую экспертизу в системе общего
образования; создание системы межведомственного взаимодействия по вопросам
раннего выявления и разработки программы превентивных и/или
коррекционно-развивающих мер.

  1. Иванченко Г.В., Леонтьев Д.А., Сафуанов Ф.С.,
    Тульчинский Г.Л.
    К системной методологии комплексной гуманитарной
    экспертизы // Труды Ярославского методологического семинара.Т. 3.Метод
    психологии / Под ред.В.В.Новикова, Н.Н. Карицкого, В.В.Козлова,
    В.А.Мазилова.Ярославль: МАПН, 2005.С.89–110.

  2. Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная
    гуманитарная экспертиза: методология и смысл.М.: Смысл, 2008.135 с.

  3. Профессиональный кодекс учителя [Электронный ресурс] //
    Учительская газета.2010.№ 5.URL: http://www.ug.ru/archive/34928 (дата
    обращения: 03.08.2017).

  4. Сафуанов Ф.С. Гуманитарная экспертология:
    актуальные проблемы и перспективы // Экспертиза в современном мире: от знания к
    деятельности / Под ред.Г.В.Иванченко, Д.А.Леонтьева.М.:
    Смысл.2006.С.51–62.

  5. Сафуанов Ф.С. Заказное исследование //
    Человек.2005.№ 2.С.83–88.

  6. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в
    уголовном процессе.М.: Гардарика, Смысл, 1998.192 с.

  7. Сафуанов Ф.С.Судебно-психологическая экспертиза:
    учебник для академического бакалавриата.М.: Юрайт.2014.421 с.Серия:
    Бакалавриат.Академический курс.

  8. Умняшова И.Б. Многопрофильная психологическая
    служба образовательного учреждения // Справочник заместителя директора
    школы.2009.№ 10.С.21–39.

  9. Умняшова И.Б. Научные основания
    психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология
    образования: научный альманах / Отв.ред.Р.Е.Барабанов; Московский
    финансово-юридический университет МФЮА.М.: МФЮА, 2016.С.123–132.

  10. Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в
    системе образования: основные направления и подходы // Психологическая наука и
    образование.2017.Т.22.№ 3.С.5–18.

  11. Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в
    системе образования: предмет и содержание [Электронный ресурс] // PEM:
    Psychology.Educology.Medicine.2016.№ 3.URL: pem.esrae.ru/13-156 (дата
    обращения: 03.08.2017).

  12. Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова
    Г.В., Мурафа С.В.
    Анализ соблюдения принципов профессиональной этики
    специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник
    практической психологии образования.2016.№ 2 (47).С.19–26.

  13. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания
    организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования
    Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право.2016.Т.6.№
    3.С.162–177.doi:10.17759/ psylaw.2016060312

  14. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный
    консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической
    экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии
    образования.2016.№ 3 (48).С.11–17.

 

%d такие блоггеры, как: