
Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования
Сафуанов Ф.С., доктор психологических наук, ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Минздрава России, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии, факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, safuanovf@rambler.ru
Аннотация
В статье представлено описание подходов к организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования как разновидности гуманитарной экспертизы.Результаты проведенного анализа научно-теоретических и законодательно-нормативных оснований психолого-педагогической экспертизы в системе общего образования показали отсутствие единого подхода к определению понятия «психолого-педагогическая экспертиза в системе образования».Авторами статьи была проведена систематизация научных подходов, нормативных и методологических оснований психолого-педагогической экспертизы, которая позволила сформулировать цель, задачи, объект, предмет и основные направления (предметные виды) психолого-педагогической экспертизы в системе образовании и описать модель данного вида экспертизы.
Ссылка для цитирования
В федеральных государственных образовательных стандартах
(ФГОС) общего образования психолого-педагогическая экспертиза определяется как
одна из форм сопровождения, способствующая созданию психолого-педагогических
условий, необходимых для их реализации.Для образовательной организации
актуальны раннее вы явление различных отклонений в поведении и психическом
развитии детей и подростков, социальных рисков и психологических угроз,
влияющих на формирование девиантного поведения у детей и подростков;
определение границ профессиональной компетенции педагогических работников,
осуществляющих психолого-педагогическую экспертизу в системе общего
образования; создание системы межведомственного взаимодействия по вопросам
раннего выявления и разработки программы превентивных и/или
коррекционно-развивающих мер.
-
Иванченко Г.В., Леонтьев Д.А., Сафуанов Ф.С.,
Тульчинский Г.Л. К системной методологии комплексной гуманитарной
экспертизы // Труды Ярославского методологического семинара.Т. 3.Метод
психологии / Под ред.В.В.Новикова, Н.Н. Карицкого, В.В.Козлова,
В.А.Мазилова.Ярославль: МАПН, 2005.С.89–110. -
Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная
гуманитарная экспертиза: методология и смысл.М.: Смысл, 2008.135 с. -
Профессиональный кодекс учителя [Электронный ресурс] //
Учительская газета.2010.№ 5.URL: http://www.ug.ru/archive/34928 (дата
обращения: 03.08.2017). -
Сафуанов Ф.С. Гуманитарная экспертология:
актуальные проблемы и перспективы // Экспертиза в современном мире: от знания к
деятельности / Под ред.Г.В.Иванченко, Д.А.Леонтьева.М.:
Смысл.2006.С.51–62. -
Сафуанов Ф.С. Заказное исследование //
Человек.2005.№ 2.С.83–88. -
Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в
уголовном процессе.М.: Гардарика, Смысл, 1998.192 с. -
Сафуанов Ф.С.Судебно-психологическая экспертиза:
учебник для академического бакалавриата.М.: Юрайт.2014.421 с.Серия:
Бакалавриат.Академический курс. -
Умняшова И.Б. Многопрофильная психологическая
служба образовательного учреждения // Справочник заместителя директора
школы.2009.№ 10.С.21–39. -
Умняшова И.Б. Научные основания
психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология
образования: научный альманах / Отв.ред.Р.Е.Барабанов; Московский
финансово-юридический университет МФЮА.М.: МФЮА, 2016.С.123–132. -
Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в
системе образования: основные направления и подходы // Психологическая наука и
образование.2017.Т.22.№ 3.С.5–18. -
Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в
системе образования: предмет и содержание [Электронный ресурс] // PEM:
Psychology.Educology.Medicine.2016.№ 3.URL: pem.esrae.ru/13-156 (дата
обращения: 03.08.2017). -
Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова
Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики
специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник
практической психологии образования.2016.№ 2 (47).С.19–26. -
Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания
организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования
Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право.2016.Т.6.№
3.С.162–177.doi:10.17759/ psylaw.2016060312 -
Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный
консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической
экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии
образования.2016.№ 3 (48).С.11–17.