Модель проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога с учетом требований профессионального стандарта (опыт в городе Чебоксары Чувашской Республики)
Удина Т.Н., Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ”Содружество”», директор, Чебоксары, Россия, tanudin@,ail.ru
Аннотация
Изложены подходы к проектированию индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога, которые были разработаны в рамках деятельности пилотной площадки по апробации и введению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в г. Чебоксары Чувашской Республики в 2015–2017 гг. Обращено внимание на важную роль территориальных методических служб, сопровождающих профессиональное развитие педагогов-психологов по обеспечению их перевода на «эффективные контракты». В статье описаны: примерная специальная программа сопровождения профессионального развития педагогов-психологов в соответствии с требованиями профессионального стандарта; варианты организации процесса проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога; примерная модель проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога.
Ссылка для цитирования
Вызовы современности и факторы, влияющие на развитие и социализацию детей,
обуславливают новую долгосрочную стратегию по управлению человеческими
ресурсами в российском образовании. В фокусе внимания руководителей
образовательных организаций всех ступеней обучения (от детского сада до
академии) – планирование профессионального развития педагогических работников и
повышение их мотивации к освоению знаний, умений и трудовых действий, которые
определены в профессиональных стандартах, утвержденных по отношению к
должностям педагогических работников. Профессиональный стандарт
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» уже может применяться
работодателями с 1 января 2017 г. во всех регионах страны.
-
Волошина И.А., Зайцева О.М. Применение профессиональных
стандартов в сфере труда // Межведомственные модели оказания социальных и
образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных
стандартов работников образования и социальной сферы. М: МГППУ, 2016. С.
7–12. -
Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке
профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии
(деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся)
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. №
3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата
обращения: 10.09.2017). -
Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и
применение профессиональных стандартов при решении задач образования и
социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания
социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения
профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М:
МГППУ, 2016. С. 13–29. -
Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об
утверждении профессионального стандарта ”Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты
РФ. Банк документов. URL:
http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963
(дата обращения: 10.09.2017). -
Садыкова А.К. Профессиональное развитие педагога – одна из
жизненных стратегий творческой личности// Сборник материалов Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием «Непрерывное
педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного
развития» (15 декабря 2016 г.). М.: Академия повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования, 2016. С. 162 –
167. -
Семенова Е.А. Профессиональное самосознание и
психологические механизмы его становления// Сибирский психологический журнал.
Томск: Томск. гос. ун-т, 2007. С. 186–190.