Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании
Фальковская Л.П., директор Красноярского Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения, Россия, lpfpsi@mail.ru
Аннотация
Рассматривается межведомственный подход как важный методологический принцип обеспечения качества и эффективности социальных и образовательных услуг. Исследуются проблемы организации межведомственного взаимодействия в рамках развития нормативно-правового регулирования; на основе законодательных актов определяются важнейшие структурные элементы психологической службы образования. Представлены различные институциональные формы развития психологической службы в условиях межведомственного взаимодействия, результаты проведенного Институтом проблем инклюзивного образования МГППУ исследования организационных моделей межведомственного взаимодействия в работе центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий. Подчеркивается необходимость структурных изменений психологической службы в новых условиях развития образования, обсуждаются стратегии профессионального развития педагога-психолога, особое внимание уделяется роли профессионального стандарта в этом вопросе.
Ссылка для цитирования
Задачи социальных институтов, в том числе образования, лежат
в сфере обеспечения социального благополучия и профилактики рисков
общественного развития. Современные дети по-своему переживают глубокие
социальные проблемы, попадая в зоны риска, и по-своему реагируют на них. Как
следствие – суицидальное и девиантное поведение, формы опасного «досуга», новые
формы зависимости, употребление ПАВ, криминализация.
-
Алехина С.В. Включение педагога-психолога в инклюзивное
образование // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и
практики: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции
(Москва, 21–23 июня 2017 г.)/ Гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С.
260–266. -
Алехина С.В., Забродин Ю.М. Межведомственное
взаимодействие при внедрении профессионального стандарта педагога-психолога //
Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика
апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и
социальной сферы: Материалы подготовлены в соответствии с поручением Совета при
Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной
сфере (протокол № 8 от 28.09.2015). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 42–49. -
Байгалиева Ю.Ю. Эффективность межведомственного
взаимодействия школы и субъектов системы профилактики по предупреждению
безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних //
Педагогическое мастерство: Материалы VI Международной научной конференции
(Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 221–224. -
Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к
профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования:
Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2009. 48 с. -
Методические рекомендации по обеспечению перехода органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления к предоставлению услуг на основе межведомственного
взаимодействия (Методика проектирования межведомственного взаимодействия при
предоставлении государственных и муниципальных услуг на уровне субъекта
Российской Федерации) (одобрены 21.10.2011) [Электронный ресурс] // СПС
«КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130588
(дата обращения: 14.08.2017). -
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности
центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с
«Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи») [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176809 (дата обращения:
14.08.2017). -
Постановление Правительства Российской Федерации от 27
июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в
части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными
фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями,
государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также
государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными
обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале
которых находится в государственной собственности или муниципальной
собственности» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL:
http://base.garant.ru/71431038/#ixzz4sLs7Evz9 (дата обращения:
18.08.2017). -
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 18 ноября 2014 г. № 889н «Об утверждении рекомендаций по
организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении
социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской,
психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся
к социальным услугам (социальном сопровождении)» [Электронный ресурс] // СПС
«КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177202
(дата обращения: 14.08.2017). -
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта
“Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)ˮ» [Электронный ресурс] //
Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL:
http://psyjournals.ru/psynews/77328.shtml (дата обращения: 18.08.2017). -
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по
межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений
медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями»
[Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL:
http://base.garant.ru/70582748/#ixzz4sLwPIDni (дата обращения:
14.08.2017). -
Проект концепции развития психологической службы в системе
образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный
ресурс]// URL:
http://www.psy.msu.ru/science/conference/psy_service/2016/2016-11-18/conception.pdf
(дата обращения: 14.08.2017). -
Профессиональные стандарты [Электронный ресурс] // СПС
«КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157436
(дата обращения: 10.08.2017). -
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31
августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в
Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС
«КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204218/
(дата обращения: 10.08.2017). -
Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации
социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения //
Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87–93. doi:
10.17759/pse.2016210107. -
Сухарев А.И. Теоретические и методологические основы
социологии социального партнерства // Социология социального партнерства:
Сборник научных статей / НИИ регионологии при Мордовском гос. ун-те; отв. ред.
А.И. Сухарев. Саранск: [б.и.], 1999. 156 с. -
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г.
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС
ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12116087/#ixzz4sNLPcLCB (дата обращения:
14.08.2017). -
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// URL:
http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2017). -
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об
основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный
ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558 (дата обращения:
10.08.2017).