fbpx
Новости психологии

Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Алехина С.В., кандидат психологических наук, директор, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования, проректор по инклюзивному образованию, МГППУ, Москва, Россия, ipio.mgppu@gmail.com
Фальковская Л.П., директор Красноярского Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения, Россия, lpfpsi@mail.ru

Аннотация

Рассматривается межведомственный подход как важный методологический принцип обеспечения качества и эффективности социальных и образовательных услуг. Исследуются проблемы организации межведомственного взаимодействия в рамках развития нормативно-правового регулирования; на основе законодательных актов определяются важнейшие структурные элементы психологической службы образования. Представлены различные институциональные формы развития психологической службы в условиях межведомственного взаимодействия, результаты проведенного Институтом проблем инклюзивного образования МГППУ исследования организационных моделей межведомственного взаимодействия в работе центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий. Подчеркивается необходимость структурных изменений психологической службы в новых условиях развития образования, обсуждаются стратегии профессионального развития педагога-психолога, особое внимание уделяется роли профессионального стандарта в этом вопросе.

Ссылка для цитирования

Задачи социальных институтов, в том числе образования, лежат
в сфере обеспечения социального благополучия и профилактики рисков
общественного развития. Современные дети по-своему переживают глубокие
социальные проблемы, попадая в зоны риска, и по-своему реагируют на них. Как
следствие – суицидальное и девиантное поведение, формы опасного «досуга», новые
формы зависимости, употребление ПАВ, криминализация.

  1. Алехина С.В. Включение педагога-психолога в инклюзивное
    образование // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и
    практики: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции
    (Москва, 21–23 июня 2017 г.)/ Гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С.
    260–266.

  2. Алехина С.В., Забродин Ю.М. Межведомственное
    взаимодействие при внедрении профессионального стандарта педагога-психолога //
    Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика
    апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и
    социальной сферы: Материалы подготовлены в соответствии с поручением Совета при
    Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной
    сфере (протокол № 8 от 28.09.2015). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 42–49.

  3. Байгалиева Ю.Ю. Эффективность межведомственного
    взаимодействия школы и субъектов системы профилактики по предупреждению
    безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних //
    Педагогическое мастерство: Материалы VI Международной научной конференции
    (Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 221–224.

  4. Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к
    профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования:
    Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2009. 48 с.

  5. Методические рекомендации по обеспечению перехода органов
    исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
    самоуправления к предоставлению услуг на основе межведомственного
    взаимодействия (Методика проектирования межведомственного взаимодействия при
    предоставлении государственных и муниципальных услуг на уровне субъекта
    Российской Федерации) (одобрены 21.10.2011) [Электронный ресурс] // СПС
    «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130588
    (дата обращения: 14.08.2017).

  6. Письмо Министерства образования и науки Российской
    Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности
    центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с
    «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной
    власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию
    деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной
    помощи») [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL:
    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176809 (дата обращения:
    14.08.2017).

  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 27
    июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в
    части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными
    фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями,
    государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также
    государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными
    обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале
    которых находится в государственной собственности или муниципальной
    собственности» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL:
    http://base.garant.ru/71431038/#ixzz4sLs7Evz9 (дата обращения:
    18.08.2017).

  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
    Федерации от 18 ноября 2014 г. № 889н «Об утверждении рекомендаций по
    организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов
    государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении
    социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской,
    психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся
    к социальным услугам (социальном сопровождении)» [Электронный ресурс] // СПС
    «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177202
    (дата обращения: 14.08.2017).

  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
    Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта
    “Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)ˮ» [Электронный ресурс] //
    Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL:
    http://psyjournals.ru/psynews/77328.shtml (дата обращения: 18.08.2017).

  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
    Федерации от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по
    межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений
    медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями»
    [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL:
    http://base.garant.ru/70582748/#ixzz4sLwPIDni (дата обращения:
    14.08.2017).

  11. Проект концепции развития психологической службы в системе
    образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный
    ресурс]// URL:
    http://www.psy.msu.ru/science/conference/psy_service/2016/2016-11-18/conception.pdf
    (дата обращения: 14.08.2017).

  12. Профессиональные стандарты [Электронный ресурс] // СПС
    «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157436
    (дата обращения: 10.08.2017).

  13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31
    августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в
    Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС
    «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204218/
    (дата обращения: 10.08.2017).

  14. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации
    социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения //
    Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87–93. doi:
    10.17759/pse.2016210107.

  15. Сухарев А.И. Теоретические и методологические основы
    социологии социального партнерства // Социология социального партнерства:
    Сборник научных статей / НИИ регионологии при Мордовском гос. ун-те; отв. ред.
    А.И. Сухарев. Саранск: [б.и.], 1999. 156 с.

  16. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г.
    № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
    несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС
    ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12116087/#ixzz4sNLPcLCB (дата обращения:
    14.08.2017).

  17. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012
    г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// URL:
    http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2017).

  18. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об
    основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный
    ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL:
    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558 (дата обращения:
    10.08.2017).

 

%d такие блоггеры, как: