Ландшафтная аналитика: теоретические основания и психотехнические приемы

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Белорусец А.С., эксперт, отдел исследований и разработок, Лаборатория “Гуманитарные Технологии”, Москва, Россия, arsenny@mail.ru
Конопельцева Ю.В., Каюр-инструктор, Хаскидеревня “Рузская Аляска”, Московская область, Россия, YulyaKonop@gmail.com

Аннотация

Представлен анализ авторского метода групповой психотерапии — ландшафтной аналитики (ЛА). Описываются методологические основания, методические приемы работы и генез психотерапевтического эффекта. Метод рассматривается через категории персонологии, транзактного анализа, аналитической психологии, деятельностного и возрастно-психологического подходов. Охарактеризованы отдельные особенности эффекта ЛА: вовлечение участников в активное освоение различных «пространств» жизни, одновременная активизация всех элементов эго-структуры личности, стимулирование «трансцендентной функции», формирование многоуровневого образа мира, приглашение увидеть задачи развития через призму единой «сверхзадачи». Все эти характеристики могут быть представлены как слагаемые единого воздействия, цель которого — изменение ориентировки участников в направлении ее расширения, дифференциации и интегрированности.

Ссылка для цитирования

Ландшафтная аналитика — метод групповой психотерапии, предложенный С.В.
Березиным и Д.С. Исаевым. Сессия проходит в форме специально организованного
путешествия группы по природному ландшафту.

  1. Айзенстат С. Дримтендинг. Метод исцеления
    сновидениями: пер. с англ. М.: Добросвет; Городец, 2017. 240 с.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы
    общепсихологического ана­лиза. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2002.
    480 с.

  3. Белорусец А.С., Фролов Ю.И. Подходы к выделению
    структуры психологиче­ского возраста и из объяснительно-описательный потенциал
    по отношению к старости // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С.
    50—60.

  4. Березин С.В., Исаев Д.С. Ландшафтная аналитика:
    опыт трансдисциплинар­ной психотерапии [Электронный ресурс]. URL:
    http://psycheya.ru/lib/land_ analiz.pdf (дата обращения: 22.11.2017).

  5. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.:
    Издательство Московского университета, 1981. 118 с.

  6. Иванников В.А. Понятие личности в психологии //
    Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 125—131.

  7. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре
    социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину //
    Вестник Москов­ского Университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С.
    73—82.

  8. Кэмпбелл Д. Секуляризация сакрального // Юнгианский
    анализ. 2013. № 3. С. 35—62.

  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:
    Политиздат, 1975. 304 с.

  10. Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о
    его психологическом со­держании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2.
    С. 6—11.

  11. Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. Развитие представлений об
    ориентировке и ориен­тировочной деятельности в концепции П.Я. Гальперина //
    Культурно-исто­рическая психология. 2012. № 4. С. 13—27.

  12. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути.
    (М. Пруст. «В поис­ках утраченного времени»): 2-е изд., доп. и испр. М.: Фонд
    Мераба Мамар­дашвили, 2014. 1232 c.

  13. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма
    субъектности. Ростов- на/Д: Феникс, 1996. 512 с.

  14. Петухов В.В. Природа и культура. М.: Тривола, 1996.
    160 с.

  15. Рубинштейн С.Л. Избранные
    философско-психологические труды. Основы онтологии, логики, психологии. М.:
    Наука, 1997. 464 с.

  16. Спиваковская А.С. Основы психологического
    консультирования. Конспект лекций, прочитанных на психологическом ф-те МГУ
    имени М.В. Ломоносо­ва [Электронный ресурс]. URL:
    https://studopedia.ru/13_165985_lektor–prof-spivakovskaya-as.html (дата
    обращения: 22.11.2017).

  17. Старовойтенко Е.Б. Модель персонологии в парадигме
    «жизни» // Мир пси­хологии. 2010. № 1. С. 157—172.

  18. Старовойтенко Е.Б. Персонология: жизнь личности в
    культуре. М.: Акаде­мический проект, 2015. 431 c.

  19. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ: пер.
    с англ. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 332 с.

  20. Фаликман М.В. Методология конструктивизма в
    психологии познания // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 48. С. 3.
    [Электронный ресурс]. URL:
    http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n48/1305-falikman48.html (дата
    обращения: 22.11.2017).

  21. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.; Л.: Круг, 1925.
    189 с.

  22. Элиаде М. Космос и история: Избр. работы: пер. с
    фр. и англ. М.: Прогресс, 1987. 312 с.

  23. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304
    с.

  24. Юнг К.Г. AION. Исследование феноменологии самости:
    пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. 336 с.

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: