Ландшафтная аналитика: теоретические основания и психотехнические приемы
Конопельцева Ю.В., Каюр-инструктор, Хаскидеревня “Рузская Аляска”, Московская область, Россия, YulyaKonop@gmail.com
Аннотация
Представлен анализ авторского метода групповой психотерапии — ландшафтной аналитики (ЛА). Описываются методологические основания, методические приемы работы и генез психотерапевтического эффекта. Метод рассматривается через категории персонологии, транзактного анализа, аналитической психологии, деятельностного и возрастно-психологического подходов. Охарактеризованы отдельные особенности эффекта ЛА: вовлечение участников в активное освоение различных «пространств» жизни, одновременная активизация всех элементов эго-структуры личности, стимулирование «трансцендентной функции», формирование многоуровневого образа мира, приглашение увидеть задачи развития через призму единой «сверхзадачи». Все эти характеристики могут быть представлены как слагаемые единого воздействия, цель которого — изменение ориентировки участников в направлении ее расширения, дифференциации и интегрированности.
Ссылка для цитирования
Ландшафтная аналитика — метод групповой психотерапии, предложенный С.В.
Березиным и Д.С. Исаевым. Сессия проходит в форме специально организованного
путешествия группы по природному ландшафту.
-
Айзенстат С. Дримтендинг. Метод исцеления
сновидениями: пер. с англ. М.: Добросвет; Городец, 2017. 240 с. -
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2002.
480 с. -
Белорусец А.С., Фролов Ю.И. Подходы к выделению
структуры психологического возраста и из объяснительно-описательный потенциал
по отношению к старости // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С.
50—60. -
Березин С.В., Исаев Д.С. Ландшафтная аналитика:
опыт трансдисциплинарной психотерапии [Электронный ресурс]. URL:
http://psycheya.ru/lib/land_ analiz.pdf (дата обращения: 22.11.2017). -
Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.:
Издательство Московского университета, 1981. 118 с. -
Иванников В.А. Понятие личности в психологии //
Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 125—131. -
Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре
социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину //
Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С.
73—82. -
Кэмпбелл Д. Секуляризация сакрального // Юнгианский
анализ. 2013. № 3. С. 35—62. -
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:
Политиздат, 1975. 304 с. -
Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о
его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2.
С. 6—11. -
Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. Развитие представлений об
ориентировке и ориентировочной деятельности в концепции П.Я. Гальперина //
Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 13—27. -
Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути.
(М. Пруст. «В поисках утраченного времени»): 2-е изд., доп. и испр. М.: Фонд
Мераба Мамардашвили, 2014. 1232 c. -
Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма
субъектности. Ростов- на/Д: Феникс, 1996. 512 с. -
Петухов В.В. Природа и культура. М.: Тривола, 1996.
160 с. -
Рубинштейн С.Л. Избранные
философско-психологические труды. Основы онтологии, логики, психологии. М.:
Наука, 1997. 464 с. -
Спиваковская А.С. Основы психологического
консультирования. Конспект лекций, прочитанных на психологическом ф-те МГУ
имени М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. URL:
https://studopedia.ru/13_165985_lektor–prof-spivakovskaya-as.html (дата
обращения: 22.11.2017). -
Старовойтенко Е.Б. Модель персонологии в парадигме
«жизни» // Мир психологии. 2010. № 1. С. 157—172. -
Старовойтенко Е.Б. Персонология: жизнь личности в
культуре. М.: Академический проект, 2015. 431 c. -
Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ: пер.
с англ. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 332 с. -
Фаликман М.В. Методология конструктивизма в
психологии познания // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 48. С. 3.
[Электронный ресурс]. URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n48/1305-falikman48.html (дата
обращения: 22.11.2017). -
Шкловский В.Б. О теории прозы. М.; Л.: Круг, 1925.
189 с. -
Элиаде М. Космос и история: Избр. работы: пер. с
фр. и англ. М.: Прогресс, 1987. 312 с. -
Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304
с. -
Юнг К.Г. AION. Исследование феноменологии самости:
пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. 336 с.
В помощь психологу, Инклюзивное образование, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психолингвистика, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психотерапия и психокоррекция, Психофизиология, Социальная психология, Теория и методология, Экспериментальная психология | Коробейников И.А., Бабкина Н.В.
Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей