К 85-Летию Никиты Глебовича Алексеева

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Зарецкий В.К., кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ, заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, МГППУ, Москва, Россия, zar-victor@yandex.ru

Аннотация

Статья не претендует на полный обзор творчества Никиты Глебовича Алексеева и не является аналитикой его творчества. Это авторский взгляд на деятельность Н.Г. Алексеева с позиции одного из учеников, сотрудничавшего с ним на протяжении 28 лет, работавшего совместно с ним по разным актуальным проблемам методологии, психологии, эргономики, практики решения проблем, проектирования и др. Задача статьи — передать авторское видение вклада Н.Г. Алексеева в культуру, науку и практику, роли, которую он сыграл в жизни многих своих учеников, влияния, которое будут продолжать оказывать его работы на развитие мышления как культурного феномена.

Ссылка для цитирования

В 2017 году Никите Глебовичу Алексееву исполнилось бы 85
лет. Со дня его кончины прошло уже 14 лет. Но в памяти его соратников и
учеников диалог с ним продолжается. Тогда, утром 23 марта 2003 года, известие о
его кончине прозвучало как гром среди ясного неба.

  1. Алексеев Н.Г. Конструктивно-инновационный смысл
    методологии // Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. 1996. № 2.
    С. 22—24.

  2. Алексеев Н.Г. Культурное значение методологии //
    Вопросы методологии. 1997. № 3—4. С. 52—60.

  3. Алексеев Н.Г. Методологические принципы анализа
    концептуальных схем деятельности в психологии // Проблемы методологии в
    эргономике. Труды ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 17 / Под ред. В.П. Зинченко.
    М.: ВНИИТЭ, 1979. С. 104—125.

  4. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития
    рефлексивного мышления: дисс… докт. психол. н. в виде научного доклада. М.,
    2002. 41 с.

  5. Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способа
    решения задач (переизданная диссертация на соискание ученой степени кандидата
    психологических наук). 2-е изд. М.: Колледж предпринимательства и
    социально-трудового проектирования, 2002. 137 с.

  6. Алексеев Н.Г. Философско-методологические проблемы
    педагогической теории // Вопросы методологии. 1997. № 1—2. С. 54—62.

  7. Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления //
    Шахматы: наука, опыт, мастерство / Под ред. Б.А. Злотника. М.: Высшая школа,
    1990. С. 41—53.

  8. Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Уровни познавательной
    деятельности при решении творческих задач (к постановке проблемы) // Новые
    исследования в психологии. 1979. № 2. С. 3—12.

  9. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О методах психологического
    изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии /
    Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971. С. 151—203.

  10. Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации
    мышления при решении творческих задач: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М.,
    1984. 25 с.

  11. Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Логико-психологический
    анализ продуктивного мышления при дискурсивном решении задач // Новые
    исследования в психологии. 1979. № 1. С. 3—8.

  12. К развитию через шахматы: рефлексивно-деятельностный
    подход: метод. пособие по ведению занятий в начальной школе / Под ред. В.К.
    Зарецкого, А.М. Гилязова. М.: Издательство «Райхль», 2016. 94 с.

  13. Клиническая психология: учебник для студ. высш. учеб.
    заведений: в 4 т. Т. 1. Общая патопсихология / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.:
    Издательский центр «Академия», 2010. 464 с.

  14. Мунипов В.М., Алексеев Н.Г., Шеин А.Б. Становление
    эргономики как научной дисциплины // Проблемы методологии в эргономике. Труды
    ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 17 / Под ред. В.П. Зинченко. М.: ВНИИТЭ, 1979. С.
    28—67.

  15. Разуваев Ю.С., Зарецкий В.К. Шахматы для общего
    развития // Мир детства. 2004. № 3. С. 31—36.

  16. Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к
    экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения
    творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. Труды
    ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 10 / Под ред. В.П. Зинченко. М.: ВНИИТЭ, 1976. С.
    148—188.

  17. Семенов И.Н., Алексеев Н.Г., Шеин А.Б.
    Методологические средства эргономики // Проблемы методологии в эргономике.
    Труды ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 17 / Под ред. В.П. Зинченко. М.: ВНИИТЭ,
    1979. С. 68—80.

  18. Шахматы для общего развития. Методическое пособие по
    ведению занятий в начальной школе / Под ред. В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова. М.:
    Издательство «Райхль», 2016. 196 с.

  19. Шахматы для общего развития. Рабочая тетрадь для занятий
    шахматами / Под ред. В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова. М.: Издательство «Райхль»,
    2016. 102 с.

  20. Шеин А.Б., Алексеев Н.Г. Методологическая роль
    системного подхода в эргономике // Проблемы методологии в эргономике. Труды
    ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 17 / Под ред. В.П. Зинченко. М.: ВНИИТЭ, 1979. С.
    81—103.

  21. Щедровицкий Г.П. На досках. Публичные лекции по
    философии Г.П. Щедровицкого. М.: Школа культурной политики, 2004. 196 с.

  22. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. О возможных путях
    исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 3. С.
    111—119.

  23. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. Принцип
    «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных
    логических и психологических исследований // Доклады АПН РСФСР. 1960. № 2. С.
    98—104.

 

%d такие блоггеры, как: