К 85-Летию Никиты Глебовича Алексеева
Аннотация
Статья не претендует на полный обзор творчества Никиты Глебовича Алексеева и не является аналитикой его творчества. Это авторский взгляд на деятельность Н.Г. Алексеева с позиции одного из учеников, сотрудничавшего с ним на протяжении 28 лет, работавшего совместно с ним по разным актуальным проблемам методологии, психологии, эргономики, практики решения проблем, проектирования и др. Задача статьи — передать авторское видение вклада Н.Г. Алексеева в культуру, науку и практику, роли, которую он сыграл в жизни многих своих учеников, влияния, которое будут продолжать оказывать его работы на развитие мышления как культурного феномена.
Ссылка для цитирования
В 2017 году Никите Глебовичу Алексееву исполнилось бы 85
лет. Со дня его кончины прошло уже 14 лет. Но в памяти его соратников и
учеников диалог с ним продолжается. Тогда, утром 23 марта 2003 года, известие о
его кончине прозвучало как гром среди ясного неба.
-
Алексеев Н.Г. Конструктивно-инновационный смысл
методологии // Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. 1996. № 2.
С. 22—24. -
Алексеев Н.Г. Культурное значение методологии //
Вопросы методологии. 1997. № 3—4. С. 52—60. -
Алексеев Н.Г. Методологические принципы анализа
концептуальных схем деятельности в психологии // Проблемы методологии в
эргономике. Труды ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 17 / Под ред. В.П. Зинченко.
М.: ВНИИТЭ, 1979. С. 104—125. -
Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития
рефлексивного мышления: дисс… докт. психол. н. в виде научного доклада. М.,
2002. 41 с. -
Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способа
решения задач (переизданная диссертация на соискание ученой степени кандидата
психологических наук). 2-е изд. М.: Колледж предпринимательства и
социально-трудового проектирования, 2002. 137 с. -
Алексеев Н.Г. Философско-методологические проблемы
педагогической теории // Вопросы методологии. 1997. № 1—2. С. 54—62. -
Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления //
Шахматы: наука, опыт, мастерство / Под ред. Б.А. Злотника. М.: Высшая школа,
1990. С. 41—53. -
Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Уровни познавательной
деятельности при решении творческих задач (к постановке проблемы) // Новые
исследования в психологии. 1979. № 2. С. 3—12. -
Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О методах психологического
изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии /
Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971. С. 151—203. -
Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации
мышления при решении творческих задач: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М.,
1984. 25 с. -
Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Логико-психологический
анализ продуктивного мышления при дискурсивном решении задач // Новые
исследования в психологии. 1979. № 1. С. 3—8. -
К развитию через шахматы: рефлексивно-деятельностный
подход: метод. пособие по ведению занятий в начальной школе / Под ред. В.К.
Зарецкого, А.М. Гилязова. М.: Издательство «Райхль», 2016. 94 с. -
Клиническая психология: учебник для студ. высш. учеб.
заведений: в 4 т. Т. 1. Общая патопсихология / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.:
Издательский центр «Академия», 2010. 464 с. -
Мунипов В.М., Алексеев Н.Г., Шеин А.Б. Становление
эргономики как научной дисциплины // Проблемы методологии в эргономике. Труды
ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 17 / Под ред. В.П. Зинченко. М.: ВНИИТЭ, 1979. С.
28—67. -
Разуваев Ю.С., Зарецкий В.К. Шахматы для общего
развития // Мир детства. 2004. № 3. С. 31—36. -
Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к
экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения
творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. Труды
ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 10 / Под ред. В.П. Зинченко. М.: ВНИИТЭ, 1976. С.
148—188. -
Семенов И.Н., Алексеев Н.Г., Шеин А.Б.
Методологические средства эргономики // Проблемы методологии в эргономике.
Труды ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 17 / Под ред. В.П. Зинченко. М.: ВНИИТЭ,
1979. С. 68—80. -
Шахматы для общего развития. Методическое пособие по
ведению занятий в начальной школе / Под ред. В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова. М.:
Издательство «Райхль», 2016. 196 с. -
Шахматы для общего развития. Рабочая тетрадь для занятий
шахматами / Под ред. В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова. М.: Издательство «Райхль»,
2016. 102 с. -
Шеин А.Б., Алексеев Н.Г. Методологическая роль
системного подхода в эргономике // Проблемы методологии в эргономике. Труды
ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 17 / Под ред. В.П. Зинченко. М.: ВНИИТЭ, 1979. С.
81—103. -
Щедровицкий Г.П. На досках. Публичные лекции по
философии Г.П. Щедровицкого. М.: Школа культурной политики, 2004. 196 с. -
Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. О возможных путях
исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 3. С.
111—119. -
Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. Принцип
«параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных
логических и психологических исследований // Доклады АПН РСФСР. 1960. № 2. С.
98—104.
В помощь психологу, Инклюзивное образование, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психолингвистика, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психотерапия и психокоррекция, Психофизиология, Социальная психология, Теория и методология, Экспериментальная психология | Коробейников И.А., Бабкина Н.В.
Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей