fbpx
Новости психологии

Кросскультурный подход к исследованию регуляторно-личностных предикторов агрессии

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index
РИНЦ

2016

1 место — направление «Психология»

1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469
журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор

2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Банщикова Т.Н., кандидат психологических наук, руководитель научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития, Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, Россия, sevkav@mail.ru
Фомина Е.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, Россия, fea30@mail.ru
Моросанова В.И., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, morosanova@mail.ru

Аннотация

Приводятся данные эмпирического исследования взаимосвязи агрессивных проявлений с регуляторно-личностными характеристиками педагогов. Выдвигаются предположения о том, что особенности агрессивных проявлений обусловлены личностными особенностями и культурным контекстом жизнедеятельности педагогов, уровень развития личностно-регуляторных характеристик также имеет социокультурную обусловленность. Материалы исследования получены на выборке, в которую вошли 278 педагогов в возрасте от 20 до 72 лет из Ставропольского и Краснодарского краев, из республик Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкессия, Кабардино- Балкария. Обращается внимание на то, что система методов исследования строилась на интеграции номотетического и идеографического подходов и включала в себя наблюдение и психологическое тестирование. Установлено, что существуют различия в агрессивных проявлениях у респондентов из разных регионов юга России; уровень сформированности системы осознанной саморегуляции не инвариативен и имеет кросскультурную специфику. Делается вывод о том, что значимыми предикторами управления агрессией выступают показатели осознанной саморегуляции (планирование, оценка результатов), расовая толерантность и сдерживание активности в рискованных ситуациях.

Ссылка для цитирования

Проблема агрессии затрагивает все стороны жизнедеятельности
человека. «Агрессия — доминирующий способ существования человека <…..>
чем более ”цивилизованным” становится человек, тем агрессивнее себя ведет.
Арсенал паттернов агрессивности не поддается учету и исчерпывающему
описанию».

  1. Банщикова Т.Н., Моросанова В.И. Региональная
    специфика индивидуально-типологических особенностей взаимосвязи саморегуляции и
    агрессии у педагогов // Вестн.Северо-Кавказ.фед.ун-та.2016.№ 1
    (52).С.114—121.

  2. Батаршев А.В. Темперамент и характер:
    Психологическая диагностика.М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.336 с.

  3. Берри Д. и др.Кросс-культурная
    психология.Исследования и применение / Берри Д., Пуртинга А., Сигалл М., Дасен
    П.Харьков: Гуманитарный центр, 2007.560 с.

  4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории
    поведения: Обезьяна.Примитив.Ребенок.М.: Педагогика-Пресс, 1993.224 с.

  5. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия
    (экспертная типология и судебно- психологическая оценка).М.: Изд-во Моск.ун-та,
    2000.192 c.

  6. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности и
    саморегуляция агрессивного поведения // Вопросы психологии.2009.№
    3.С.45—55.

  7. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции
    поведения» (ССПМ): Руководство.М.: Когнито-Центр, 2004.44 с.

  8. Моросанова В.И., Гаралева М.Д. Проявление
    саморегуляции в различных видах агрессивного поведения // Журнал прикладной
    психологии.2004.№ 6.С.12—19.

  9. Семечкин Н.И. Агрессия — доминирующий способ
    существования человека // Ананьевские чтения — 2011.Социальная психология и
    жизнь: Материалы научной конференции (г.Санкт- Петербург, 18—20 октября 2011
    г.) / Отв.ред.А.Л. Свенцицкий.СПб.: Изд-во Санкт-Петербург.ун-та,
    2011.С.31—33.

  10. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест
    жизненных ценностей // Прикладная психология.2001.№ 4.С.9—30.

  11. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и
    кросскультурной психологии: Учебно-метод.пособие.М.: Издат.дом Высшей школы
    экономики, 2011.238 с.

  12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.М.:
    Республика, 1994.551 с.

  13. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В.
    Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и
    разработка методов психотерапии // Саморазрушающее поведение у подростков.Л.:
    Изд-во «Ленинградский психоневрологический институт», 1991.С.112— 117.

  14. Berry J.W., Poortinga Y.H., Pandey J. Handbook of
    Cross-cultural Psychology: Basic Processes and Human Development^ 2nd
    ed.Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997.P.41—68.

  15. Buss A.H., Durkee A. An inventory for assessing
    different kinds of hostility // Journal of Consulting Psychology.1957.№
    21.P.343—348.

  16. Dorsky F., Taylor S. Physical aggression as a
    function of manifest anxiety //Psychonomic Science.1972.№ 27.P.103—104.

  17. Knott P.D., Lasater L., Shuman R. Aggression-guilt
    and conditionability for aggressiveness// Journal of Personality.1974.№
    42.P.332—344.

  18. Matsumoto D., van de Vijver F.J.R.
    (Eds.).Cross-cultural Research Methods in Psychology.Cambridge, UK: Cambridge
    University Press, 2011.P.46—70.

 

%d такие блоггеры, как: