Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей
Бабкина Н.В., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, отдел научных исследований, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», Москва, Россия, Natali.babkina@mail.ru
Аннотация
Рассмотрены проблемы психологического сопровождения детей с задержкой психического развития, обучающихся в условиях интегрированного и инклюзивного образования. Определяется содержание типичных запросов на консультативную помощь психолога со стороны специалистов, участвующих в образовательном процессе, и родителей данной категории детей. Раскрываются значение и задачи диагностической деятельности психолога, как базового компонента основных направлений психологического сопровождения и как ресурса специальной консультативной практики. Обосновывается целесообразность использования модели функционального диагноза, позволяющего упорядочить данные клинического, психологического и педагогического обследования ребенка и обеспечить продуктивное взаимодействие специалистов. Описываются единые критерии и обобщенные параметры типологической дифференциации детей с задержкой психического развития, необходимой для выбора образовательного маршрута для ребенка и организации специальных условий его обучения.
Ссылка для цитирования
Истоки, направленность и содержание психологического
консультирования как вида профессиональной деятельности изначально
ориентированы на оказание психологической помощи людям, не имеющим клинически
очерченных психических нарушений, но испытывающих трудности в социальной
коммуникации и межличностных взаимодействиях.
-
Битянова М.Р. Организация психологической работы в
школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с. -
Выготский Л.С. Диагностика развития и
педологическая клиника трудного детства // Проблемы дефектологии [сборник
работ] / Под ред. Т.М. Лифановой. М.: Просвещение, 1995. С. 200—263. -
Козырева Е.А. Теоретико-технологические аспекты
психолого- педагогического сопровождения детей, их учителей и родителей //
Школьный психолог. 2001. № 33. С. 7—15. -
Коробейников И.А. Диагностика нарушений
психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного
знания // Дефектология. 2004. № 1. С. 54—60. -
Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л. Проблемы
диагностики, коррекции и прогноза при организации сопровождения детей с легким
психическим недоразвитием // Дефектология. 2009. № 5. С. 22—28. -
Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация
образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования
детей с ЗПР // Дефектология. 2017. № 2. С. 3—13. -
Кочюнас Р. Основы психологического
консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с. -
Кукушкина О.И. Компьютерная поддержка
взаимодействия специального психолога и педагога // Дефектология. 2002. № 2. С.
72—82. -
Леонова Е.В., Шатова С.С., Щербакова Е.В. Адаптация
и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных
образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование PSYEDU.ru. 2014. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_
Shatova_Shcherbakova.phtml (дата обращения: 09.07.2017). -
Лубовский В.И. Психодиагностика нарушений развития
у детей // Специальная психология: учебное пособие / Под ред. В.И. Лубовского.
М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 499—521. -
Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М.
Новая концепция психологической диагностики нарушений развития //
Психологическая наука и образование. 2016. № 4. С. 50—60.
doi:10.17759/pse.2016210406 -
Метелькова Е.И. Психологическая служба как ресурс
развития современного образования: дисс. … канд. психол. наук. М., 2010. 276
с. -
Шалагинова К.С. Системное психологическое
сопровождение как эффективная технология работы с агрессивными младшими
школьниками // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С.
115—127. -
Шеина О.Н. Особенности психологического
сопровождения образовательного процесса в начальной школе // Сборники
конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 33. С. 39—40.
В помощь психологу, Инклюзивное образование, Научная жизнь, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психотерапия и психокоррекция, Семейная психология, Социальная психология, Теория и методология | Баканова А.А.
Психотерапия горя: история становления и текущая практика в зарубежных исследованиях