Когнитивные карты в стратегии поведения водителей по материалам опросников «Driving Anger Expression Inventory» («DAX») и «Dula Dangerous Driving Index» («DDDI») на российской выборке

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Четверикова А.И., главный специалист Службы безопасности Акционерного общества «Мособлэнерго»; на момент подачи статьи в журнал – старший преподаватель кафедры психологии труда и психологического консультирования , Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, alenachetverikova@yandex.ru
Ермолаев В.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования, ФГБОУ ВПО МПГУ, Москва, Россия, evv21@mail.ru
Ткаченко О.Н., кандидат биологических наук, Научный сотрудник лаборатории нейробиологии сна и бодрствования ФГБУН, Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Протвино, Россия, tkachenkoon@gmail.com

Аннотация

В статье приводятся данные исследования когнитивных карт в стратегии поведения водителей. Общий объем выборки составил 182 человека (97 человек — профессиональные водители, 85 — автолюбители, 156 человек мужского пола и 26 — женского) в возрасте от 20 до 66 лет, со стажем вождения от одного года до 48 лет и наездом километров в год от 3000 до 150 000. Одна из методик — опросник «Dula Dangerous Driving Index» — впервые была применена на российской выборке водителей. На основании полученных результатов делается вывод о том, что существует связь между потребностью водителей «сбросить и канализировать» накопившееся негативное эмоциональное состояние (гнев, злость, враждебность, раздражение, недоверие) и проявлениями у них агрессии в любой форме в стратегии поведения на дороге. Большинство водителей во время управления транспортом испытывают повышенное эмоциональное напряжение – неравновесные эмоциональные состояния и применяют различные технологии саморегуляции для его снижения и стабилизации своего эмоционального состояния. Определяющими факторами появления в когнитивных картах водителей различных стратегий агрессивного поведения (опасное вождение, рискованное вождение), вызывающими неравновесные эмоциональные состояния, прежде всего негативные, являются недоверие к миру, недоверие к другим, недоверие к себе, а также низкий уровень самопринятия и экстернальный локус контроля.

Ссылка для цитирования

Вместе с возрастанием интенсивности транспортных потоков в
городской среде возрастает спектр задач по обеспечению безопасности участников
дорожного движения. Постоянно совершенствующиеся автомобили и быстрое развитие
мегаполисов предъявляют новые требования к компетенциям водителей.

  1. Ениколопов С.Н., Ефремов А.Г. Апробация методик
    исследования гнева у водителей // От истоков — к современности: 130 лет
    организации психологического общества при Московском университете: сб.
    материалов юбилейной конференции: в 5 т. Т. 4. М.: Когито-Центр, 2015. С.
    160—161.

  2. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Методики
    диагностики агрессии // Психологическая диагностика. 2007. № 3. С. 41—72.

  3. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический
    анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри
    // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 115—124.

  4. Ермолаев В.В., Дорохов В.Б., Зайцева Е.И., Четверикова
    А.И.
    Трансформация когнитивных карт курсантов автошкол при изучении курса
    «Психофизиологические основы деятельности водителя» // Психология обучения. №
    4. 2017. С. 23—36

  5. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия.
    М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 564 с.

  6. Люсин Д.В. Влияние эмоций на внимание: анализ
    современных исследований // Когнитивная психология: Феномены и проблемы / Сост.
    предисл. В.Ф. Спиридонова. М.: ЛЕНАНД, 2017. 264 с.

  7. Овсянникова В.В. Шабалина Т.А. Связь эффективности
    переработки эмоциональной информации с эмоциональными личностными
    характеристиками // Когнитивная психология: Феномены и проблемы / Сост.
    предисл. В.Ф. Спиридонова. М.: ЛЕНАНД, 2017. C. 161—171.

  8. Подвицкий В. Норма ПДД об опасном вождении вступила
    в силу [Электронный ресурс] // РИА новости. 2016. URL:
    http://ria.ru/society/20160608/1444358870. html (дата обращения:
    08.06.2016).

  9. Психология состояний: учеб. пособие / Под. ред. А.О.
    Прохорова. М.: Когито- Центр, 2011. 624 с.

  10. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного
    движения [Электронный ресурс] // Госавтоинспекция: Сведения о показателях
    состояния безопасности дорожного движения stat.gibdd.ru. 2016. URL:
    http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 10.05.2017).

  11. Статистика ДТП в России и мире. Досье [Электронный ресурс]
    // Информационное агентство России (Тасс) tass.ru. 2016. URL: http://tass.ru/
    info/3233185.html (дата обращения: 10.05.2017).

  12. David J. Bumgarner Anger Rumination, Stress, and
    Dangerous Driving Behaviors as Mediators of the Relationship between Multiple
    Dimensions of Forgiveness and Adverse Driving Outcomes [Электронный ресурс] //
    Electronic Theses and Dissertations. Paper 2559. 2015. URL:
    http://dc.etsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3932&context=etd (дата
    обращения: 10.05.2017).

  13. Deffenbacher J.L., Lynch R.S., Oetting E.R., Swaim
    R.C.
    The Driving Anger Expression Inventory: A measure of how people
    express their anger on the road // Behaviour Research and Therapy. 2002. № 40.
    P. 717—737.

  14. Dula C.S. & Ballard M.E. Development and
    evaluation of a measure of dangerous, aggressive, negative emotional, and risky
    driving // Journal of Applied Social Psychology. 2003. № 33 (2). P.
    263—282.

  15. Dula C.S., Geller E.S. Risky, aggressive, or
    emotional driving: addressing the need for consistent communication in research
    // Saf. Res. 2004. № 34. P. 559—566.

  16. Smith J.M. & Alloy L.B. A roadmap to
    rumination: A review of the definition, assessment, and conceptualization of
    this multifaceted construct // Clinical Psychology Review. 2009. № 29 (2). P.
    116—128.

  17. Trick L.M., Enns, J.T., Mills J. & Vavrik J.
    Paying attention behind the wheel: Aframework for studying the role of
    attention in driving // Theoretical Issues in Ergonomics Science. 2004. № 5
    (5). P. 385—424.

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: