История и метрическая теория компетенций в образовательном процессе
Перспективы науки и образования
Издатель: ООО «Экологическая помощь»
ISSN: 2307-2334
Издается с 2012 года
Периодичность: 6 номеров в год
Формат: электронное издание
Язык журнала: русский
Доступ к электронным архивам: открытый
Фирстов В.Е., доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры компьютерной алгебры и теории чисел, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Санкт-Петербург, Россия, firstov1951@gmail.com
Аннотация
Основным недостатком компетентностного подхода в системе образовании является отсутствие метрической теории измерений в этой области, что делает данный подход малоэффективным в оценке качества результатов образовательного процесса. Проявление этого негативного факта в последнее время наблюдается в интенсивном «фгосотворчестве», реализуемом Минобрнауки, при котором «время жизни» вновь принятого ФГОС едва составляет 1,5 года и, таким образом, реализовать такой стандарт в полной мере не удается, а потому принимают новый ФГОС. Заметим, что компетенция – понятие, пришедшее в Россию из англосаксонской традиции образования. Однако «новое» в европейском образовании – часто хорошо забытое «старое» советское и решение этого вопроса достигается в рамках системного подхода в категории педагогической деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Гальперин П.Я. и др.), проводимого на основе кибернетической концепции. Такой подход реализует информационные модели данных процессов в рамках эволюционного уравнения М. Эйгена, обеспечивающего метрическое толкование интересующих компетенций, т.к. информация в кибернетике является основным понятием, допускающим трактовку в категории меры, в рамках которой формируется управление качеством образовательного процесса.
Ключевые слова: система образования, кибернетическая концепция, информация, управление, принцип деятельности в педагогической психологии, компетентностный подход, Болонский процесс, ФГОС, метрическая теория педагогических измерений, грамматика Хомского, принцип экономии мышления Э. Маха, эволюционное уравнение М. Эйгена, интеграция наук, междисциплинарная дидактика
Рубрика: Общие вопросы образования
Тип: научная статья
Ссылка для цитирования
Компетентностный подход в системе образования РФ: некоторые
итоги. Мы понимаем компетентность – как особый тип организации
предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в
соответствующей области деятельности. Данный подход обусловлен рамками
Болонского процесса и представляет глобальный уровень интеграции отечественного
образования, накладывающий на Россию ряд серьезных обязательств, по
которым:
-
Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2002.
– 272 с. -
Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Циб А.В.
Болонский процесс.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 108 с. -
Образование: сокрытое сокровище / Доклад международной
комиссии по образованию. – М.: ЮНЕСКО, 1997. -
Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.
Рапацевич. – Минск, «Соврем. слово», 2005. – 720 с. -
Монахов В.М., Фирстов В.Е. Дидактический потенциал
синергетического подхода к формированию общенаучного методологического
основания модернизации образования // Современные информационные технологии и
ИТ- образование / Сборник избранных научных трудов VIII Международной
научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. МГУ им. М.В.
Ломоносова, факультет вычислительной математики и кибернетики, 8-10 ноября,
2013 г. – М.: ИНТУИТ. РУ, 2013. – С. 108-123. -
Монахов В.М., Фирстов В.Е.Метрологические особенности
параметризации управления открытых образовательных систем // Технологии
построения систем образования с заданными свойствами: Материалы IV-й
Международной научно-практической конференции. 21-22 ноября 2013 г.–М.:РИЦ МГГУ
им. М.А. Шолохова, 2013.– С.99-105. -
Монахов В.М., Фирстов В.Е. Синергетические принципы
управления при формировании заданных свойств системы образования // Там же,
C.105-112. -
Монахов В.М., Фирстов В.Е. Условия и факторы формирования
концепции модернизации российского образования // Педагогика, 2014, №1. – С.
24-36. -
Монахов В.М., Фирстов В.Е. Синергетические принципы
формирования параметров управления реализацией процесса модернизации системы
образования // Управление качеством образования в вузе: проблемы, перспективные
идеи и технологии: Мат-лы Междунар. научн. конф. Часть 2. Под ред. С.К.
Исламгуловой. – Алмааты (Казахстан): Университет «Туран», 2013. –
С.120-137. -
Монахов В.М., Фирстов В.Е. Построение классификации
педагогических измерений на основе системы психологических принципов // Вестник
Московского Университета / Серия 20, Педагогическое образование, 2014, №2. –
С.15-33. -
Монахов В.М., Фирстов В.Е. Эволюционное уравнение Эйгена и
его реализации в системе образования // Международные Колмогоровские чтения
–XII: Ярославль, Россия, 20 мая–23 мая 2014 года / Материалы междунар. конф. –
Ярославль: ЯГПУ им. Ушинского, 2015. – С.172-176. -
Монахов В.М., Фирстов В.Е. Принципы формирования
управления в процессе модернизации системы образования // Там же,
сс.176-186. -
Монахов В.М., Фирстов В.Е. Из опыта построения
прогностических моделей развития информационных компонентов дидактики //
Современные информационные технологии и ИТ-образование. Т.1 (№11), 2015.– С.
88-96. -
Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических
макромолекул. – М.: Мир, 1973. – 214 с. -
Гребнев Л.С., Гришанова Н.А., Пугач В.Ф., Селезнева Н.А.
Национальная система и образовательные стандарты высшего образования Российской
Федерации: Аналитический доклад. Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И.
Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2009. – 236 с. -
Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В.
Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография. – Омск: Изд-во
ООО «Омскбланкиздат», 2012. – 210 с. -
Рукавишников В. А., Халуева В.В. ФГОС ВО три плюс или
все-таки два с минусом? [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/6 -
Монахов В.М., Фирстов В.Е. Модернизация отечественного
образования на основе синергетических принципов оптимального управления //
Ярославский педагогический вестник, 2013, №4, Т.II (Психолого-педагогические
науки). – С. 7-22. -
Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в
педагогике и педагогическая логика. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с. -
Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое
поведение. – М.: Наука, 1970. – 708 с. -
Карлин С. Математические методы в теории игр,
программировании и экономике. – М.: Мир, 1964. – 838 с. -
Мулен Э. Кооперативное принятие решений: Аксиомы и модели.
– М.: Мир, 1991. – 463 с. -
Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. –
М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 351 с. -
Декарт Р. Рассуждение о методе. – М.: Изд-во АН СССР,
1953. – 656 с. -
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении.Собр. соч.,т.2.–
М.:Мысль,1985.– С. 3-201. -
Коменский Я.А. Великая дидактика. – М.: Учпедгиз
Наркомпроса РСФСР,1939.– 320 с. -
Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.1. Раздел второй. Учение о
сущности. Часть С. Действительность. §§ 142-148. // Энциклопедия философских
наук. Т.1. М.: Мысль, 1975. С. 312-327. -
Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Приложение в кн.: Ф.
Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М.:
Политиздат, 1972. С. 56-59. -
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.– М.: Мысль,1965.
– 572 с. -
Блонский П.П. Предисловие к сборнику «Тесты: теория и
практика». №1. – М.: Работник просвещения, 1928. – 80 с. -
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.
Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671 с. -
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию
умственных действий // В кн.: Психологическая наука в СССР. Ч.1. – М.: Изд-во
АПН РСФСР, 1959. – 599 с. -
Маслова Г.Г. Совет учителей математики США о путях
совершенствования математического образования в 80-е годы // Математика в
школе, 1981, №5. – С.68-71. -
Компетентностный подход // Реферативный бюллетень. – М.:
ГОУ ВПО «РГГУ им. М.А. Шолохова», 2005. – 27 с. -
Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к
психическому. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. – 304 с. -
Зиман Э., Бьюнеман О.Толерантные пространства и мозг // В
кн.: На пути к теоретической биологии. Под ред. Б.Л. Астаурова. М.: Мир, 1970.
С. 134-144. -
Пер Бак, Кан Чен. Самоорганизованная критичность // В мире
науки, 1991, №3.- С.16-24. -
Бонгард М.М. Проблема узнавания. – М.: Наука, 1967. – 320
с. -
Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в
лингвистике. Вып.2. – М.: Прогресс, 1962. – С. 412-527. -
Лидл Р., Пильтц Г. Прикладная абстрактная алгебра. Глава
7. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1996. – 744 с. -
Клини С.К. Введение в метаматематику. – М.: ИЛ, 1957. –
527 с. -
Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.: Наука, 1987.
– 240 с. -
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс,
2009. – 576 с. -
Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. – М.:
ИЛ, 1963. 829 с. -
Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и
машине. – М.: Советское радио, 1968. – 326 с. -
Штофф В.А. Моделирование и философия. – М.-Л.: Наука,
1966. – 301 с. -
Глушков В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики.– М.:
Наука, 1986. – 488 с. -
Пригожин И., Николис Г. Самоорганизация в неравновесных
системах. – М.: Мир, 1979. – 512 с. -
Малинецкий Г.Г. Математические основы синергетики: Хаос,
структуры, вычислительный эксперимент. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 312
с. -
Вольтерра В.Математическая теория борьбы за
существование.– М.:Наука,1976.–286 с. -
Зайцев, В.Ф. Биоритмы творчества. – Л.: 1989. – 32
с. -
Малинецкий Г.Г., Курдюмов С.П. Синергетика, прогноз и
управление риском // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и
искусстве. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – С. 378-405. -
Блисс Г.А. Лекции по вариационному исчислению. – М.: ИЛ,
1950. – 348 с. -
Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы
русскими // Собр. соч. т. III. – М.-Л. 1948, АПН РСФСР. – С. 306- 314.
В помощь психологу, Литература, Мастерская, Межкультурная коммуникация, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психология труда, Семейная психология, Социальная психология, Теория и методология, Юридическая психология | Стоянов Е.Н., Транев С.Т.
Понимание конфликтогенности – ключ к хорошему управлению общественным развитием