История и метрическая теория компетенций в образовательном процессе

Перспективы науки и образования

Издатель: ООО «Экологическая помощь»

ISSN: 2307-2334

Издается с 2012 года

Периодичность: 6 номеров в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Фирстов В.Е., доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры компьютерной алгебры и теории чисел, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Санкт-Петербург, Россия, firstov1951@gmail.com

Аннотация

Основным недостатком компетентностного подхода в системе образовании является отсутствие метрической теории измерений в этой области, что делает данный подход малоэффективным в оценке качества результатов образовательного процесса. Проявление этого негативного факта в последнее время наблюдается в интенсивном «фгосотворчестве», реализуемом Минобрнауки, при котором «время жизни» вновь принятого ФГОС едва составляет 1,5 года и, таким образом, реализовать такой стандарт в полной мере не удается, а потому принимают новый ФГОС. Заметим, что компетенция – понятие, пришедшее в Россию из англосаксонской традиции образования. Однако «новое» в европейском образовании – часто хорошо забытое «старое» советское и решение этого вопроса достигается в рамках системного подхода в категории педагогической деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Гальперин П.Я. и др.), проводимого на основе кибернетической концепции. Такой подход реализует информационные модели данных процессов в рамках эволюционного уравнения М. Эйгена, обеспечивающего метрическое толкование интересующих компетенций, т.к. информация в кибернетике является основным понятием, допускающим трактовку в категории меры, в рамках которой формируется управление качеством образовательного процесса.

Ссылка для цитирования

Компетентностный подход в системе образования РФ: некоторые
итоги. Мы понимаем компетентность – как особый тип организации
предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в
соответствующей области деятельности. Данный подход обусловлен рамками
Болонского процесса и представляет глобальный уровень интеграции отечественного
образования, накладывающий на Россию ряд серьезных обязательств, по
которым:

  1. Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2002.
    – 272 с.

  2. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Циб А.В.
    Болонский процесс.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 108 с.

  3. Образование: сокрытое сокровище / Доклад международной
    комиссии по образованию. – М.: ЮНЕСКО, 1997.

  4. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.
    Рапацевич. – Минск, «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

  5. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Дидактический потенциал
    синергетического подхода к формированию общенаучного методологического
    основания модернизации образования // Современные информационные технологии и
    ИТ- образование / Сборник избранных научных трудов VIII Международной
    научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. МГУ им. М.В.
    Ломоносова, факультет вычислительной математики и кибернетики, 8-10 ноября,
    2013 г. – М.: ИНТУИТ. РУ, 2013. – С. 108-123.

  6. Монахов В.М., Фирстов В.Е.Метрологические особенности
    параметризации управления открытых образовательных систем // Технологии
    построения систем образования с заданными свойствами: Материалы IV-й
    Международной научно-практической конференции. 21-22 ноября 2013 г.–М.:РИЦ МГГУ
    им. М.А. Шолохова, 2013.– С.99-105.

  7. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Синергетические принципы
    управления при формировании заданных свойств системы образования // Там же,
    C.105-112.

  8. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Условия и факторы формирования
    концепции модернизации российского образования // Педагогика, 2014, №1. – С.
    24-36.

  9. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Синергетические принципы
    формирования параметров управления реализацией процесса модернизации системы
    образования // Управление качеством образования в вузе: проблемы, перспективные
    идеи и технологии: Мат-лы Междунар. научн. конф. Часть 2. Под ред. С.К.
    Исламгуловой. – Алмааты (Казахстан): Университет «Туран», 2013. –
    С.120-137.

  10. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Построение классификации
    педагогических измерений на основе системы психологических принципов // Вестник
    Московского Университета / Серия 20, Педагогическое образование, 2014, №2. –
    С.15-33.

  11. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Эволюционное уравнение Эйгена и
    его реализации в системе образования // Международные Колмогоровские чтения
    –XII: Ярославль, Россия, 20 мая–23 мая 2014 года / Материалы междунар. конф. –
    Ярославль: ЯГПУ им. Ушинского, 2015. – С.172-176.

  12. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Принципы формирования
    управления в процессе модернизации системы образования // Там же,
    сс.176-186.

  13. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Из опыта построения
    прогностических моделей развития информационных компонентов дидактики //
    Современные информационные технологии и ИТ-образование. Т.1 (№11), 2015.– С.
    88-96.

  14. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических
    макромолекул. – М.: Мир, 1973. – 214 с.

  15. Гребнев Л.С., Гришанова Н.А., Пугач В.Ф., Селезнева Н.А.
    Национальная система и образовательные стандарты высшего образования Российской
    Федерации: Аналитический доклад. Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И.
    Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
    специалистов, 2009. – 236 с.

  16. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В.
    Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография. – Омск: Изд-во
    ООО «Омскбланкиздат», 2012. – 210 с.

  17. Рукавишников В. А., Халуева В.В. ФГОС ВО три плюс или
    все-таки два с минусом? [Электронный ресурс] / Режим доступа:
    http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/6

  18. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Модернизация отечественного
    образования на основе синергетических принципов оптимального управления //
    Ярославский педагогический вестник, 2013, №4, Т.II (Психолого-педагогические
    науки). – С. 7-22.

  19. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в
    педагогике и педагогическая логика. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.

  20. Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое
    поведение. – М.: Наука, 1970. – 708 с.

  21. Карлин С. Математические методы в теории игр,
    программировании и экономике. – М.: Мир, 1964. – 838 с.

  22. Мулен Э. Кооперативное принятие решений: Аксиомы и модели.
    – М.: Мир, 1991. – 463 с.

  23. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. –
    М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 351 с.

  24. Декарт Р. Рассуждение о методе. – М.: Изд-во АН СССР,
    1953. – 656 с.

  25. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении.Собр. соч.,т.2.–
    М.:Мысль,1985.– С. 3-201.

  26. Коменский Я.А. Великая дидактика. – М.: Учпедгиз
    Наркомпроса РСФСР,1939.– 320 с.

  27. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.1. Раздел второй. Учение о
    сущности. Часть С. Действительность. §§ 142-148. // Энциклопедия философских
    наук. Т.1. М.: Мысль, 1975. С. 312-327.

  28. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Приложение в кн.: Ф.
    Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М.:
    Политиздат, 1972. С. 56-59.

  29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.– М.: Мысль,1965.
    – 572 с.

  30. Блонский П.П. Предисловие к сборнику «Тесты: теория и
    практика». №1. – М.: Работник просвещения, 1928. – 80 с.

  31. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.
    Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671 с.

  32. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию
    умственных действий // В кн.: Психологическая наука в СССР. Ч.1. – М.: Изд-во
    АПН РСФСР, 1959. – 599 с.

  33. Маслова Г.Г. Совет учителей математики США о путях
    совершенствования математического образования в 80-е годы // Математика в
    школе, 1981, №5. – С.68-71.

  34. Компетентностный подход // Реферативный бюллетень. – М.:
    ГОУ ВПО «РГГУ им. М.А. Шолохова», 2005. – 27 с.

  35. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к
    психическому. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. – 304 с.

  36. Зиман Э., Бьюнеман О.Толерантные пространства и мозг // В
    кн.: На пути к теоретической биологии. Под ред. Б.Л. Астаурова. М.: Мир, 1970.
    С. 134-144.

  37. Пер Бак, Кан Чен. Самоорганизованная критичность // В мире
    науки, 1991, №3.- С.16-24.

  38. Бонгард М.М. Проблема узнавания. – М.: Наука, 1967. – 320
    с.

  39. Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в
    лингвистике. Вып.2. – М.: Прогресс, 1962. – С. 412-527.

  40. Лидл Р., Пильтц Г. Прикладная абстрактная алгебра. Глава
    7. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1996. – 744 с.

  41. Клини С.К. Введение в метаматематику. – М.: ИЛ, 1957. –
    527 с.

  42. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.: Наука, 1987.
    – 240 с.

  43. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс,
    2009. – 576 с.

  44. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. – М.:
    ИЛ, 1963. 829 с.

  45. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и
    машине. – М.: Советское радио, 1968. – 326 с.

  46. Штофф В.А. Моделирование и философия. – М.-Л.: Наука,
    1966. – 301 с.

  47. Глушков В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики.– М.:
    Наука, 1986. – 488 с.

  48. Пригожин И., Николис Г. Самоорганизация в неравновесных
    системах. – М.: Мир, 1979. – 512 с.

  49. Малинецкий Г.Г. Математические основы синергетики: Хаос,
    структуры, вычислительный эксперимент. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 312
    с.

  50. Вольтерра В.Математическая теория борьбы за
    существование.– М.:Наука,1976.–286 с.

  51. Зайцев, В.Ф. Биоритмы творчества. – Л.: 1989. – 32
    с.

  52. Малинецкий Г.Г., Курдюмов С.П. Синергетика, прогноз и
    управление риском // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и
    искусстве. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – С. 378-405.

  53. Блисс Г.А. Лекции по вариационному исчислению. – М.: ИЛ,
    1950. – 348 с.

  54. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы
    русскими // Собр. соч. т. III. – М.-Л. 1948, АПН РСФСР. – С. 306- 314.

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: