fbpx
Новости психологии

Интервью в спортивной психологии: метод исследования и подготовка интервенции

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Бочавер К.А., кандидат психологических наук, психолог , Центр спортивных технологий, Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины, Сборная команда России по скалолазанию, Москва, Россия, konstantin.bochaver@gmail.com
Бондарев Д.В., кандидат педагогических наук, доцент, Институт рекреации, туризма и физической культуры, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Финляндия, dima-bondarev@gmx.de
Савинкина А.О., младший научный сотрудник, Институт медико-биологических проблем РАН, Москва, Россия, a.o.savinkina@gmail.com
Довжик Л.М., психолог, аспирант, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, lydia.dovzhik@gmail.com

Аннотация

В статье анализируется применение интервью в спортивной психологии, рассматриваются современные протоколы интервью, описываются отдельные кейсы интервьюирования в практических и научных целях, обсуждается результативность, достоинства и ограничения метода. Детально рассматриваются подходы к интервью как основному и вспомогательному методу. Задача статьи – показать, как интервью может выявить интересные биографические факты, личностные черты, установки спортсмена, отразить его внутренний мир, и сформировать у работающих в области спортивной психологии специалистов и учащихся представление о достоинствах и возможностях интервью в работе спортивного психолога (исследователя и практика). Этот метод может расцениваться как инструмент познания, но также используется в качестве предварительного собеседования перед длительной или кратковременной терапевтической работой. Клиническая беседа как один из вариантов интервью предлагается к обсуждению; в статье приводится распространенный в мире протокол клинической беседы в спорте.

Ссылка для цитирования

Материалы подготовлены при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (проект № 15-36-01317 «Траектории жизненного пути в подростковом возрасте: модели оптимального выбора»).

  1. Бондарев Д.В. Социально-когнитивные факторы в
    допинговом поведении: от отношения до целостной теории // Материалы
    Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в
    детско-юношеском спорте и спорте высших достижений. М.: ГКУ «ЦСТиСК»
    Москомспорта, 2016. С. 576–587.

  2. Бочавер К.А., Довжик Л.М. Совладающее поведение в
    профессиональном спорте: феноменология и диагностика [Электронный ресурс] //
    Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 1. С. 1–18. URL:
    http://psyjournals.ru/ psyclin/2016/n1/Bochaver_Dovjik.shtml (дата обращения:
    10.08.2017)

  3. Бочавер К.А., Довжик Л.М. Социальная среда и личный
    выбор в жизненном пути чемпионов мира: кейс-стади. Актуальные проблемы
    психологического знания. 2016. Т. 41. № 4. С. 51–67.

  4. Бочавер К.А., Довжик Л.М., Тер-Минасян А.А. К
    вопросу о концентрации внимания в спортивном скалолазании // Спортивный
    психолог. 2015. Т. 36. № 1.

    С. 55–61.

  5. Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы
    исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры // М.:
    Юрайт, 2016. 423 с.

  6. Василюк Ф.Е., Зинченко В.П. и др. Методология
    психологии: проблемы и перспективы. 2012. 509 с.

  7. Довжик Л.М., Бочавер К.А. Эффективное совладающее
    поведение в спорте: что выводит из равновесия и как его снова обрести
    [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2.
    С. 1–22. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2016/n2/Bochaver_Dovjik.shtml (дата
    обращения: 10.08.2017)

  8. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл,
    2003. 301 с.

  9. Квитчастый А.В., Бочавер К.А. и др. Оптимальное
    переживание в спорте: валидизация русской версии диспозиционной шкалы состояния
    потока // Актуальные проблемы психологического знания. 2017. Т. 44. № 3. С.
    33–44

  10. Осин Е.Н. Чувство связности как показатель
    психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика.
    2007. №3 С. 22–41.

  11. Akhmerova K., Bochaver K., Kasatkin V. Mental
    competencies of russian multiple olympic gold medalists: a study of seven
    cases. In 14th European Congress of Sport Psychology Sport Psychology. Theories
    and Applications for Performance, Health and Humanity. 2015. P. 382.

  12. Arvinen-Barrow M., Walker N. (eds.). The psychology
    of sport injury and rehabilitation. New-York: Routledge, 2013. 210 p.

  13. Bochaver K., Dovzhik L. How do athletes perceive
    and experience sport injuries?

    В книге: 14th European Congress of Sport Psychology Sport Psychology: Theories
    and Applications for Performance, Health and Humanity. 2015. P. 282–283.

  14. Dovzhik L., Bochaver K. Athletes’ metaphors of
    physical pain and recovery. In 14th European Congress of Sport Psychology Sport
    Psychology: Theories and Applications for Performance, Health and Humanity.
    2015. P. 419–420. 

  15. Hanin Y.L., Stambulova N.B. Metaphoric description
    of performance states: An application of the IZOF model // The Sport
    Psychologist. 2002. Vol. 16. №. 4. P. 396–415.

  16. Haworth J.T. (ed.). Psychological research:
    Innovative methods and strategies. New York: Taylor & Francis US, 1996. 306
    p.

  17. Hörst E. Maximum Climbing: Mental training for peak
    performance and optimal experience. Guilford: Falcon Guides. 2010. 288 p.

  18. Ilgner A. The Rock Warrior’s way: mental training
    for climbers. Nashville: Desiderata Institute. 2006. 176 p.

  19. Kvale S. Doing interviews. London: Sage, 2008. 160
    p.

  20. Kvale S. Ten standard objections to qualitative
    research interviews // Journal of phenomenological psychology. 1994. Vol. 25. №
    2. P. 147–173.

  21. Sanchez X., Lesyk J. Mental skills training using
    the “nine mental skills of successful athletes” model //Ohio Center for Sport
    Psycology, World Center of Sport Psycology, Skiathos, Greece. – 2001. Pp.
    85-86.

  22. McGrath D., Ellison J. Vertical mind: psychological
    approaches for optimal rock climbing. New York: Sharp End Publishing. 2014. 274
    p.

  23. Orlick T. In pursuit of excellence. New York: Human
    Kinetics, 2015. 310 p.

  24. Shaughnessy J.J., Zechmeister E.B. Research methods
    in psychology. McGraw-Hill: Alfred A. Knopf, 1985. 274 p.

  25. Smith B. Narrative inquiry: Ongoing conversations
    and questions for sport and exercise psychology research // International
    review of sport and exercise psychology. 2010. Vol. 3. № 1. P. 87–107.

  26. Smith B., Sparkes A.C. Narrative inquiry in sport
    and exercise psychology: What can it mean, and why might we do it? //
    Psychology of sport and exercise. 2009. Vol. 10. № 1.

    P. 1–11.

  27. Smith J.A. (ed.). Qualitative psychology: A
    practical guide to research methods. Kos Angeles: Sage, 2007. 301 p.

  28. Taylor D. The healing power of stories: Creating
    yourself through the stories of your life. Michigan: Doubleday Books, 1996. 182
    p.

  29. Taylor J. Assessment in Applied Sport Psychology.
    New York: Human Kinetics, 2017. 310 p.

  30. Taylor J., Schneider B.A. The Sport-Clinical Intake
    Protocol: A comprehensive interviewing instrument for applied sport psychology
    // Professional Psychology: Research and Practice. 1992. Vol. 23. № 4. P.
    318.

  31. Tenenbaum G., Eklund R., Kamata A. Measurement in
    sport and exercise psychology. New York: Human Kinetics, 2012. 552 p.

 

%d такие блоггеры, как: