
Возрастно-нормативная модель развития в дошкольном детстве
Аннотация
В статье проводится обоснование актуальности разработки нормативной модели развития в дошкольном детстве. Обосновывается одно из ключевых понятий психологии развития – возрастно-нормативная модель развития субъектности в дошкольном возрасте. Данное понятие является методологическим средством и технологическим принципом проектирования развивающего дошкольного образования. Представлена структура возрастно-нормативной модели развития, включающая в себя три компонента: 1) главные линии развития, 2) ситуации развития, 3) новообразования развития. Описывается возрастно-нормативная модель развития субъектности в дошкольном возрасте по главным линиям развития: субъктности в деятельности, субъектности в общности, субъектности в сознании. Приводится обобщенная схема возрастно-нормативной модели развития в дошкольном возрасте по типам ситуаций развития и интегральным новообразованиям развития.
Ссылка для цитирования
Важной вехой в признании высокой гуманистической значимости
и самоценности дошкольного детства выступило законодательное закрепление в
Законе Российской Федерации «Об образовании» дошкольного образования как
базисной и отдельной ступени единой образовательной системы. Выделение ступени
дошкольного образования предполагает разработку в перспективе Федерального
государственного образовательного стандарта и образовательных программ для
дошкольных учреждений. В настоящее время в дошкольных образовательных
учреждениях реализуются разнообразные как отечественные, так и зарубежные
образовательные программы.
-
Антропологические основы развивающего дошкольного
образования: сборник статей. М.: РУДН, 2009. 294 с. -
Закон Российской Федерации «Об образовании». М., МО РФ,
2013. -
Исаев Е.И. Педагогическая психология: учебник для
бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 347 с. -
Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования
человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учебное
пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 32 с. -
Короткова Н. А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей
в дошкольных группах. М.: [б.и.], 2002. 43 с. -
Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей
старшего дошкольного возраста. М.: Линка-пресс, 2007. 121 с. -
Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое
развитие ребенка. М.: Изд-во УРАО, 1997. 153 с. -
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение
в психологию субъективности: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400
с. -
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека:
Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. М.: Изд-во
ПСТГУ, 2013. 360 с. -
Современные образовательные программы для дошкольных
учреждений / П од р ед. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 2000. 344 с.
В помощь психологу, Нейропсихология, Общая психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психофизиология, Семейная психология, Социальная психология | Исаев Е.И.