Новости психологии

Взаимосвязь личного атрибутивного стиля, отношения к мигрантам и аккультурационных ожиданий учащихся старших классов

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Жедь А.В., аспирант кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, le.sang27@gmail.com

Аннотация

Исследование посвящено выявлению взаимосвязи личного атрибутивного стиля, отношения к мигрантам и аккультурационных ожиданий у подростков, учащихся старших классов. В исследовании приняли участие 50 учащихся школы № 179 Москвы (возраст — от 15 до 17 лет; средний возраст —15,8 лет; девушек — 19 чел., юношей — 31 чел.). Были использованы методики: Опросник стиля объяснения успехов и неудач для подростков (СТОУН-П), Детский опросник оптимистического-пессимистического стиля объяснения (Т.О. Гордеева, О.В. Крылова), Шкалы комплексного исследования аккультурации (Дж. Берри), Шкала оценки мигрантофобии (Н.М. Лебедева), Шкала отношения к мигрантам (И.М. Кузнецов), Тест на когнитивную рефлексию (Ш. Фредерик). Личный атрибутивный стиль, согласно результатам исследования, не имеет взаимосвязи с отношением к мигрантам, мигрантофобией или показателями теста когнитивной рефлексии. Выявлены взаимосвязи между аккультурационными ожиданиями определенных стратегий и отдельными компонентами атрибутивного стиля, включая подшкалу контроля (p ≤ 0,05). Результаты теста когнитивной рефлексии связаны с общим уровнем оптимизма и подшкалами, определяющими личный атрибутивный стиль (p ≤ 0,01).

Ссылка для цитирования

Проблематика, связанная с понятием «каузальная атрибуция»,
остается одной из центральных и наиболее исследуемых в рамках традиционной
социальной психологии. Согласно Г.М. Андреевой, под «каузальной атрибуцией»
обычно понимается «один из феноменов межличностного восприятия, который
заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в
условиях дефицита информации о действительных причинах его действий».

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: 5-е изд., испр. и
    доп. М: Аспект Пресс, 2009. 363 с.

  2. Гордеева Т.О. Оптимистическое мышление личности как
    составляющая личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1.
    С. 32–65.

  3. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика
    оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. М: Смысл,
    2009. 152 с.

  4. Замогильный С.И., Дикун Н.А. Социологические аспекты
    отношения к мигрантам российской и беларусской молодежи [Электронный ресурс] //
    Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL:
    https://www.scienceeducation.
    ru/ru/article/view?id=5368 (дата обращения: 06.06.2017).

  5. Константинов В.В. Тип проживания и
    социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов к новым условиям
    жизни [Электронный ресурс] // Проблемы социальной психологии личности / Под
    ред. Р.М. Шамионова. Саратов: СГУ, 2008. URL:
    http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30285_full.shtml (дата обращения:
    06.06.2017)

  6. Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Социально-психологический
    мониторинг рисков межнациональной конфликтности: методология и практика //
    Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 104–115.

  7. Пантилеев С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая
    психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во Моск.
    ун-та, 1987. С. 278–285.

  8. Рудина Л.М. Тест на оптимизм, метод определения
    атрибутивных стилей. М.: Наука, 2002. 24 с.

  9. Татарко А.Н. Роль воспринимаемой угрозы в отношении
    москвичей к мигрантам // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и
    населения России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н.
    Татарко. М., 2009. C. 141–165.

  10. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и
    кросскультурной психологии. М.: Изд-во ВШЭ, 2011. 240 с.

  11. Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция
    мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты //
    Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 5–18.

  12. Abramson L.Y., Bayer C., Metalsky G.I. at al. The
    Attributional style questionnaire // Cognitive Therapy and Research. 1982. № 3.
    P. 287–300.

  13. Deerrose B., Sweeton J. Causal attributions: A review of
    the past and directions for the future // The New School Psychology Bulletin.
    2010. Vol. 7. № 1. P. 31–41.

  14. Gilovich T., Griffin D.W., Kahneman D. (Eds.) Heuristics
    and Biases: The Psychology of Intuitive Judgment. N. Y.: Cambridge University
    Press, 2002. 882 p.

  15. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. N.
    Y.: Wiley, 1958. 322 p.

  16. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. Farrar, Straus and
    Giroux, 2011. 512 p.

  17. Kahneman D., Slovic P., Tversky A. (Eds.) Judgement under
    Uncertainty: Heuristics and Biases. Cambridge University Press, 1982. 544
    p.

  18. Kelley H. The process of causal attribution // American
    Psychologist. 1973. Vol. 28. № 2. P. 107–128.

  19. Quattrone G. A. Overattribution and unit formation: When
    behavior engulfs the person // Journal of Personality and Social Psychology.
    1982. № 42. P. 593–607.

  20. White P.A. Causal attribution from covariation
    information: the evidential evaluation model // European Journal of Social
    Psychology. 2002. Vol. 32. № 5. P. 667–684.

 

%d такие блоггеры, как: