Взаимоотношения в системе «учитель—ученик» как условие успешности учебной деятельности школьников

 

‘); var my_tooltip = $(‘#’+name+i); $(this).removeAttr(‘title’).mouseover(function(){ my_tooltip.css({display: ‘none’}).fadeIn(400); }).mousemove(function(kmouse){ my_tooltip.css({left:kmouse.pageX+15, top:kmouse.pageY+15}); }).mouseout(function(){ my_tooltip.fadeOut(400); }); }); } $(document).ready(function(){ simple_tooltip(‘#article_downloads_cnt’, ‘tooltip’); }); //]]>

Фомиченко А.С., кандидат психологических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург , Россия, anzitadel@mail.ru

Аннотация

В контексте проблемы влияния взаимоотношений в системе «учитель—ученик» на успешность учебной деятельности школьников представлены данные отечественных и зарубежных исследований, свидетельствующие в пользу основополагающего значения благоприятных отношений между педагогом и учеником для успешного обучения учащихся в школе. Подробно анализируются личностные особенности педагогов. Подчеркивается, что некоторые характеристики учителей (эмоциональная поддержка учащихся и руководство их академическими достижениями) могут выступать в качестве надежной базы, мотивирующей учащихся на их вовлечение в учебную деятельность и достижение высоких академических результатов. Обосновывается актуальность предположения, согласно которому отношения между учителем и школьниками являются значимым мотивационным фактором, влияющим на академические достижения учащихся. Подробно рассмотрен эффект влияния ожиданий учителей на успеваемость учащихся. В заключение отмечен ряд важных моментов относительно обсуждаемой в
статье проблемы влияния характера отношений в системе «учитель—ученик» на успешность учебной деятельности школьников.

Ссылка для цитирования

Реализация ФГОС нового поколения предполагает непрерывное обновление
содержания образования в соответствии с запросами и требованиями общества. На
первый план выходят такие качества личности учащегося, как высокий уровень
образованности, целостность, инициативность и самостоятельность, стремление
максимально реализовать свои способности и умение решать задачи разного
уровня.

  1. Алашеев С.Ю., Цветкова И.В. Межличностные отношения
    в школе // Социологический журнал. 1998. № 3—4. С. 230—236.

  2. Астапенко Е.В. Влияние взаимоотношений учителя и
    ученика на академическую успеваемость школьников в США // Материалы III
    Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогический опыт: теория, методика, практика».
    № 2 (3). Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. С. 14—17.

  3. Долгова Н.А. Особенности взаимопонимания между
    учителем и учащимися подросткового возраста: дисс. … канд. психол. наук:
    19.00.07. М., 2005. 190 c.

  4. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение,
    1989. 255с.

  5. Кондратьев М.Ю., Кравчино Е.О.
    Социально-психологическая специфика авторитета педагога в глазах разностатусных
    и разновозрастных воспитанников закрытых образовательных учреждений для
    реальных и «социальных» сирот // Социальная психология и общество. 2012. № 3.
    С. 48—57.

  6. Краснов А.В. Профессиональная активность учителя
    начальных классов как предиктор успеваемости его учеников // Вестник ПГГПУ.
    Серия Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С. 85—90.

  7. Лубовский Д.В., Плесневич С.Г. Формирование
    личностных образовательных результатов школьников в представлениях педагогов
    [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т.
    9. № 1. С. 66—74.doi:10.17759/psyedu.2017090107.

  8. Путято Л.М. Когнитивные аспекты общения учителя с
    учащимися различной успеваемости в обучении // Мир психологии:
    научно-методический журнал. 2001. № 3(27). 115—122 с.

  9. Разумовская Е.Р. Индивидуально-психологические
    особенности педагога как фактор развития мотивации учения у старшеклассников //
    Омский научный вестник. Психологические и педагогические науки. 2009. № 1 (75).
    С. 120—123.

  10. Санникова М.Ю., Антропова Т.С. Повышение
    эффективности взаимодействия в системе «учитель—ученик» // Муниципальное
    образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С. 57—61.

  11. Сафронова М.А., Бысик Н.В. Описание проекта
    модернизации педагогического образования // Психологическая наука и
    образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 78—86.

  12. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный российский
    педагог: эскиз к социологическому портрету. М.: Некоммерческое партнерство
    Авторский Клуб, 2015. 60 с.

  13. Собкин В.С., Калашникова Е.А. К вопросу о
    педагогическом авторитете // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 1.
    С. 88—107.doi:10.17759/sps.2016070107.

  14. Соболева М.О. Психологический механизм развития
    отношений учитель—ученик в средней школе [Электронный ресурс] // Современные
    исследования социальных проблем sisp.nkras.ru. 2013. № 9(29). URL:
    http://journal-s.org/index.php/sisp/
    article/view/618. (дата обращения: 10.09.2017).

  15. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения
    академической успешности студентов: дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 238
    с.

  16. Britt J.E. Teacher-student relationships and
    student achievement in grades six and seven mathematics. VA, Lynchburg: Liberty
    University, 2013. 287 p.

  17. Cornelius-White J. Learner-centered teacher—student
    relationships are effective: A meta-analysis // Review of Educational Research.
    2007. Vol. 77. P. 113—143.

  18. Kevin F.Mc., Penny V.B. Who, when, why and to what
    end? Students at risk of negative student—teacher relationships and their
    outcomes // Educational Research Review. February 2015. Vol. 14. P. 1—17.

  19. Knoell C.M. The role of the student-teacher
    relationship in the lives of fifth graders: A mixed methods analysis. Lincoln;
    Nebraska, 2012.

  20. Ly J., Zhou Q., Chu K., Chen S.H. Teacher—child
    relationship quality and academic achievement of Chinese-American children in
    immigrant families // Journal of School Psychology. 2012. Vol. 50. P.
    535—553.

  21. Melor Md Yunus, et al. ESL trainee teachers’
    approaches and activities in teaching literature: Usage, factors and confidence
    // Asian EFL Journal. 2016. Vol. 1. P. 69—85.

  22. Pianta R.C., Hamre B.K., Burchinal M. A course on
    effective teacher-child interactions: Effects on teacher beliefs, knowledge,
    and observed practice // American Educational Research Journal. 2012. Vol. 49.
    P. 88—123.

  23. Roeser R.W., Galloway M.K. Studying motivation to
    learn during early adolescence: A holistic perspective. Greenwich, CT: LAP
    Information Age Publishing, 2002.

  24. Rosenthal R., Jacobson L. Pygmalion in the
    classroom: Teacher expectation and pupils’ intellectual development. New York:
    Rinehart and Winston, 1968.

  25. Spilt J.L., Hughes J.N., Wu J., Kwok O. Dynamics of
    teacher—student relationships: Stability and change across elementary school
    and the influence on children’s academic success // Child Development. 2012.
    Vol. 83. P. 1180—1195.

  26. Taylor J., Roehrig A.D., Hensler B.S., Connor C.M.,
    Schatschneider C.
    Teacher Quality Moderates the Genetic Effects on Early
    Reading // Science. 2010. Vol. 328. P. 512—514.

  27. Zee M., Koomen H.M.Y., Van der Veen I.
    Student—teacher relationship quality and academic adjustment in upper
    elementary school: The role of student personality // Journal of School
    Psychology. 2013. Vol. 51(4). P. 517—533.

 

Яндекс.Метрика
%d такие блоггеры, как: