
Актуализация семантического содержания высказываний в зависимости от использования отрицательных частиц и речевых инструкций «запомнить» или «забыть»
Аннотация
Исследуются закономерности актуализации семантического содержания высказываний (предложений) в зависимости от включения в их состав: а) речевых инструкций «запомнить» или «забыть»; б) отрицательных частиц. Полученные результаты показывают, что эффективность актуализации и последующего воспроизведения субъектом семантического содержания высказываний оказывается достаточно высокой при использовании предварительных речевых инструкций «Вы запомните» и снижается при использовании инструкций «Вы забудете». При этом включение в состав таких инструкций отрицательных частиц значительно снижает эффективность воспроизведения семантического содержания высказываний.
Ссылка для цитирования
В психолингвистике можно выделить два альтернативных
теоретических подхода к анализу использования языковых средств в составе
речевых действий. Первый подход опирается на гипотезы о том, что
сформировавшиеся в антропогенезе особые отделы мозга выступают врожденной
причиной речевого развития. Такой анализ языковых (речевых) способностей скрыто
или явно опирается на гипотезу, что мозг с помощью особых механизмов
переработки информации преобразует афферентные электрохимические импульсы в
сенсорные данные, которые, в свою очередь, организуются в компоненты
семантического содержания и грамматические формы речевых высказываний.
-
Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. СПб.:
Питер, 2011. 550 с. -
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука.
М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 1998. 480 с. -
Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный
дом «Университет»: Высшая школа, 2002. 400 с. -
Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.:
Издательство Московского университета, 1986. 200 с. -
Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.:
Едиториал УРСС, 2004. 352 с. -
Кронгауз М.А. Семантика. М.: Российский
государственный гуманитарный университет, 2001. 399 с. -
Ларкина Е.Н. Особенности организации умственных
действий в зависимости от грамматической структуры речевых высказываний //
Студенческая наука и XXI век. 2010. № 7. С. 309–314. -
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и
порождение речевого высказывания. М.: Едиториал УРСС, 2003. 248 с. -
Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Издательство
Московского университета, 1979. 320 с. -
Маланов С.В. Системно-деятельностный
культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений:
объяснительные принципы и теоретические положения. М.: Издательство Московского
психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 496
с. -
Маланов С.В. Влияние отрицательных частиц в
синтаксической структуре условных высказываний на эффективность актуализации
семантического содержания // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 1. С.
71–81. -
Окольников А.М. Зависимость эффективности
актуализации семантического содержания от синтаксической организации речевых
высказываний // Бакалавр. 2015. № 5–6. С. 19–21. -
Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.:
Просвещение, 1967. 248 с. -
Уикенс К. Переработка информации, принятие решения
и познавательные процессы // Человеческий фактор: в 6 т. Т. 1. Эргономика –
комплексная научно-техническая дисциплина. М.: Мир, 1991. С. 206–267. -
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.:
Питер, 2000. 512 с. -
Щербаков В.Н. Влияние синтаксической организации
речевых указаний на успешность умственного решения задач с условными суждениями
// Студенческая наука и XXI век. 2015. С. 123–126. -
Basden B.H., Basden D.R. Directed forgetting
Further comparisons of the item and list methods // Memory. 1996. Vol. 4. № 6.
P. 633–653. -
Clark H.H., Chase W.G. On the process of comparing
sentences against pictures // Cognitive Psychology. 1972. Vol. 3. P.
472–517. -
Dale R., Duran N.D. The Cognitive Dynamics of
Negated Sentence Verification [Электронный ресурс] // Cognitive Science. 2011.
Р. 1–14. URL:
http://cognaction.org/rdmaterials/php.cv/pdfs/article/dale_duran_2011.pdf (дата
обращения: 08.04.2017). -
MacLeod C.M. Directed forgetting // Intentional
Forgetting; Interdisciplinary Approaches / Eds. J.M. Golding, C.M. MacLeod.
Mahwah, NJ: Lawrense Erlbaum Associates, 1998. P. 197–218. -
Mayo R., Schul Y., Rosenthal M. If You Negate, You
May Forget: Negated Repetitions Impair Memory Compared With Affirmative
Repetitions // Journal of Experimental Psychology: General. 2014. Vol.
143. № 4. P. 1541–1552. doi: 10.1037/a0036122 -
Xiang M., Grove J., Giannakidou A. Semantic and
pragmatic processes in the comprehension of negation: An event related
potential study of negative polarity sensitivity // Journal of
Neurolinguistics. 2016. № 38. Р. 71–88. doi:
10.1016/j.jneuroling.2015.11.001